Статья 26. Реализация документов территориального планирования

1. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

2. Реализация схемы территориального планирования Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными Правительством Российской Федерации и реализуемыми за счет средств федерального бюджета, или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, или в установленном Правительством Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств федерального бюджета, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

3. Реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

4. Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией муниципального района и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации муниципального района, или в установленном местной администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

5. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.

5.1. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

(Часть дополнительно включена с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 289-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ.

5.2. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ)
5.3. Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ)
6. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса приняты до утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, такие программы и решения подлежат в двухмесячный срок с даты утверждения указанных документов территориального планирования приведению в соответствие с ними.

7. В случае, если программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса принимаются после утверждения документов территориального планирования и предусматривают создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования, но не предусмотренных указанными документами территориального планирования, в указанные документы территориального планирования в пятимесячный срок с даты утверждения таких программ и принятия таких решений вносятся соответствующие изменения.

(Статья в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 26 Градостроительного Кодекса РФ

Положения о реализации генерального плана поселения, генерального плана городского округа сходны с порядком реализации иных схем территориального планирования, установленных данной главой (см. комментарии к соответствующим статьям), как и в случае реализации схем территориального планирования муниципальных районов, отдельно выделены вопросы разработки и внесения изменений в правила землепользования и застройки. Основания, порядок разработки и утверждения правил землепользования и застройки установлены гл. 4 настоящего Кодекса.

Следует обратить внимание на то, что нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления установлены некоторые положения о реализации генерального плана поселения.

Так, Законом г. Москвы "О Генеральном плане города Москвы (Основные направления градостроительного развития города Москвы)" установлены положения о мониторинге реализации Генерального плана г. Москвы.

Мониторинг реализации основных направлений градостроительного развития г. Москвы (мониторинг реализации Генерального плана) включает в себя систематический сбор и анализ сведений о ходе и итогах выполнения мероприятий, обеспечивающих реализацию основных направлений градостроительного развития г. Москвы, сведений о состоянии и изменениях среды жизнедеятельности, а также включает в себя внесение изменений в документы, регламентирующие использование и застройку территории г. Москвы в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования и документацией по планировке территории.

Мониторинг реализации Генерального плана осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы. Правительство Москвы ежегодно рассматривает доклад о ходе реализации Генерального плана, принимает соответствующее постановление и информирует Московскую городскую Думу о принятых в нем решениях.

Мэр Москвы один раз в четыре года представляет в Московскую городскую Думу одобренный Правительством Москвы доклад об итогах реализации Генерального плана. Московская городская Дума рассматривает представленный мэром Москвы доклад и принимает по нему постановление.

Результаты мониторинга реализации Генерального плана учитываются Правительством Москвы при формировании на предстоящий период мероприятий по разработке, корректировке документов территориального планирования, городских целевых программ, планов размещения объектов строительства, реконструкции в г. Москве и адресных инвестиционных программ.

Законом Московской области от 2 ноября 2005 г. N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" установлено, что Правительство Московской области среди иных полномочий организует разработку и реализацию Генерального плана развития Московской области.

Помимо этого, распоряжением Минмособлстроя от 10 января 2000 г. N 1 "О введении в действие территориальных строительных норм Московской области (ТСН ПЗП-99 МО)" определено, что настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, входят в систему нормативных документов, определенную Госстроем России, и являются территориальными строительными нормами по градостроительству для Московской области.

Указанные территориальные строительные нормы (ТСН) конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм и направлены на реализацию Генерального плана развития Московской области до 2010 г. и Концепции развития Московской области на 1996 - 2005 гг.

Данные нормы и правила распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских и сельских поселений Московской области в пределах их черты, а также резервных территорий, находящихся за пределами черты поселения.

Нормы и правила определяют обязательные требования к объектам градостроительства и применяются при разработке, экспертизе и реализации градостроительной документации о планировании развития территорий и застройке городских и сельских поселений Московской области, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами по вопросам, определенным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Применение норм и правил должно обеспечивать градостроительными средствами:

- устойчивое развитие городских и сельских поселений Московской области с учетом особенностей расселения и формирования Московской агломерации и агломераций 2-го порядка;

- рациональное использование природных ресурсов Московской области, сохранение природного комплекса городов и их пригородных зеленых зон, улучшение экологического состояния поселений и территорий, а также сохранение и возрождение архитектурного и историко-культурного наследия;

- создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации и Московской области социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения и инвалидов, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства поселений Московской области;

- повышение эффективности градостроительного использования территорий поселений на основе рационального зонирования, планировочной организации и застройки при обеспечении нормативных требований по интенсивности использования территории разных функциональных зон.

Постановление главы Ступинского района Московской области от 1 июня 2005 г. N 1713-п "Об утверждении концепции социального развития села в Ступинском районе до 2010 года" устанавливает, что в целях перспективного развития территории и расширения жилищного строительства, поэтапной ликвидации ветхого жилищного фонда, развития ипотечного кредитования, реализации программы "Свой дом" намечены в том числе разработка и реализация генеральных планов п. Михнево, п. Малино, п. Жилево.

Другой комментарий к статье 26 ГрК РФ

1. Содержание комментируемой статьи полностью изменено согласно п. 23 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, целью принятия которого стала оптимизация процедур по территориальному планированию, предусматривающая значительное упрощение таких действий, для обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок. Также полностью изменены содержание ст. ст. 19, 23 и ряд других норм, касающихся территориального планирования, в том числе во вновь обозначенной ст. 57.1 Кодекса регламентированы общие правила функционирования Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Положениями ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ законодатель также обязал разместить до 1 сентября 2011 г. на соответствующих официальных сайтах в сети Интернет схемы территориального планирования и генеральные планы, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов. При этом указанные проекты документов территориального планирования муниципальных образований и материалы по обоснованию этих проектов, а также документы территориального планирования муниципальных образований должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового механизма реализации документов территориального планирования, к которым относятся:

- определение трех видов мероприятий по реализации документов территориального планирования (пределов регулирования утвержденными нормами территориального планирования сферы градостроительной деятельности);

- установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ;

- обозначение четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования субъектов РФ;

- регламентация четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района;

- определение четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района;

- установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации генерального плана поселения (городского округа);

- обозначение двухмесячного срока приведения действующих программ и решений в соответствие утвержденным документам территориального планирования, если такими программами (решениями) предусмотрено создание объектов федерального, регионального и местного значения;

- регламентация порядка внесения изменений в программы (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов с указанием его максимального пятимесячного срока.

Как обозначил законодатель в ч. 1 рассматриваемой статьи, реализацией документов территориального планирования считается проведение мероприятий трех видов:

1) по подготовке и утверждению документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ (см. правила ЗК РФ, Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ), решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) по созданию (вводу в эксплуатацию) объектов федерального, регионального и местного значения на основании документации по планировке территории.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ч. 13 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ до 1 января 2013 г. резервирование земель допускается в утвержденных в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

2. Рассматриваемые нормы определяют установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, а именно:

- программы, утвержденные Правительством РФ и реализуемые за счет средств федерального бюджета;

- нормативные правовые акты Правительства РФ;

- решения главных распорядителей средств федерального бюджета (в установленном Правительством РФ порядке);

- инвестиционные программы субъектов естественных монополий (об основах правового регулирования программ субъектов естественных монополий см. положения Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях").

3. В правилах комментируемой части законодатель установил четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования субъектов РФ, которые различаются от четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, только статусом этих документов и видом бюджета (см. ч. 2 настоящей статьи).

4. Комментируемая часть включает четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района, которые различаются от четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, только статусом этих документов и видом бюджета (см. ч. 2 настоящей статьи).

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлены аналогичные (см. ч. ч. 2 - 5 настоящей статьи) четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации генерального плана поселения (городского округа).

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил двухмесячный срок приведения действующих программ и решений в соответствие утвержденным документам территориального планирования, если такими программами (решениями) предусмотрено создание объектов федерального, регионального и местного значения.

7. Рассматриваемые нормы определяют порядок внесения изменений в программы (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов с указанием его максимального пятимесячного срока.

Остались вопросы по ст 26 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 26 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.