1. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
2. Предметом проверки является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями. Данный план не требует согласования и утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.
4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией выданного органом надзора за саморегулируемыми организациями предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
2) поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, из средств массовой информации о фактах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.
а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации;
б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации;
в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа надзора за саморегулируемыми организациями о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
5. В случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями предусмотренного частью 10 статьи 55.20 настоящего Кодекса уведомления Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях в части несоответствия установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске установленным настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, несоблюдения саморегулируемой организацией установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, сформированного с учетом положений статьи 55.4 и частей 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса, необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.
6. Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.
7. Часть утратила силу с 25 ноября 2014 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.
8. Саморегулируемая организация обязана представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию и документы, необходимые для осуществления им своих функций, на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 263-ФЗ.
9. При выявлении нарушений, указанных в части 5 статьи 55 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями выдает предписание саморегулируемой организации об устранении выявленных нарушений.
(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
10. В случае неисполнения указанного в части 9 настоящей статьи предписания в установленный им срок орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направить в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций необходимую для подготовки этого заключения информацию.
(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
11. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение тридцати дней со дня поступления указанных в части 10 настоящей статьи обращения и информации утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, которое подлежит направлению на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти дней со дня его утверждения.
(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 263-ФЗ.
12. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 настоящей статьи или частью 11 статьи 55.20 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
13. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, а также в случае, если решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций не было принято в установленный частью 12 настоящей статьи срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
Комментарий к статье 55.19 ГрК РФ
1. Правовой институт саморегулирования градостроительной деятельности взамен института лицензирования строительной деятельности внесен в содержание Кодекса отдельным ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО, в которой в том числе указывается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях.
Правила комментируемой статьи в связи с вышеизложенным определяют особенности правового института государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, который в соответствии с ч. 1 настоящей статьи осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по двум основаниям плановых и трем основаниям внеплановых проверок (см. ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи).
Обозначим особенности комментируемого правового института государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, которыми представляются:
- осуществление Ростехнадзором государственного надзора согласно с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по двум основаниям плановых и трем основаниям внеплановых проверок (см. ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи);
- установление предмета государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности;
- определение перечня трех специальных оснований для решения вопроса о проведении внеплановой проверки саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности (поступление соответствующего уведомления (обращения или заявления), несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, отсутствие компенсационного фонда, необеспечение доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов);
- срок проведения проверки (10 и 20 дней в порядке мотивированного исключения);
- обязанность саморегулируемой организации представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- установление оснований обращения Ростехнадзора в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Органом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), основными регламентирующими документами (с учетом комментируемого Кодекса) которой являются:
- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
- ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
- Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. N 370 "Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 июня 2011 г. N 271 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Разграничение надзорных полномочий в градостроительной сфере регламентировано в соответствии с требованиями п. п. 6 - 8 Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54:
1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 комментируемого Кодекса;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в п. 5.1 ст. 6 комментируемого Кодекса, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
При этом государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 настоящего Кодекса извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Следует отметить, что все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора (см. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора" (РД-11-03-2006)).
2. Положениями ч. 2 комментируемой статьи законодатель обозначил предмет (цель) проведения проверок деятельности саморегулируемой организации, включающий требования комментируемого Кодекса и других федеральных законов (например, Федеральные законы "О техническом регулировании", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и др.).
3. Требования ч. 3 комментируемой статьи включают два основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок (истечение одного года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки). Таким образом, установлены правило первой плановой проверки и периодичность последующих плановых проверок.
4. Рассматриваемые нормы определяют три вида оснований проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации, которыми являются:
- проведение контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок ее деятельности;
- обращения и заявления юридических и физических лиц, информация органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, а также средств массовой информации о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом (см. ст. ст. 55.2, 55.5 - 55.8 Кодекса), другими федеральными законами;
- приказ (распоряжение) Ростехнадзора согласно поручению Президента РФ, Правительства РФ или требованию прокурора.
Как обозначено в п. 56 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. N 370, указанные обращения рассматриваются в порядке, установленном ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан". При этом основаниями проведения проверки являются:
- поручения Президента РФ, Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- поступление на Службу, территориальный орган Службы обращений и заявлений юридических лиц, физических лиц, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством РФ;
- истечение срока исполнения саморегулируемой организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований.
5. В правилах комментируемой части законодатель установил перечень трех специальных оснований для решения вопроса о проведении внеплановой проверки саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности (поступление соответствующего уведомления (обращения или заявления), несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, отсутствие компенсационного фонда, необеспечение доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов).
В ч. 6 комментируемой статьи обозначены два срока проведения проверок (10 и 20 дней в порядке мотивированного исключения).
6. В положениях ч. 7 настоящей статьи установлены три основания для обращения Ростехнадзора в арбитражный суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Таким образом, как обозначено в п. 46 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 мая 2010 г. N 370, проверка завершается:
- составлением и вручением саморегулируемой организации акта проверки;
- выдачей саморегулируемой организации предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ;
- составлением протоколов об административных правонарушениях в отношении саморегулируемой организации;
- подготовкой и направлением материалов проверки в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Следует отметить, что обращение в арбитражный суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций реализует общее правило ч. 5 ст. 22 ФЗ о СРО, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям федерального законодательства, если выявленные нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
7. В соответствии с положениями ч. 8 рассматриваемой статьи установлена обязанность саморегулируемой организации представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций (о полномочиях Ростехнадзора в области градостроительной деятельности, в том числе нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность, см. комментарии к ч. 1 настоящей статьи).
Представляется, что неисполнение указанной обязанности саморегулируемой организации может стать поводом к обращению Ростехнадзора в арбитражный суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 рассматриваемой статьи).