1. Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом. Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется. Публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
3.1. Подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется с учетом нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(Часть дополнительно включена Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ)
4. Проект генерального плана города Москвы согласовывается с Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о статусе столицы Российской Федерации.
4.1. Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ)
5. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
6. Нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(Часть дополнительно включена Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ)
7. Содержание, порядок подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(Часть дополнительно включена Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ)
8. Утвержденные нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.
(Часть дополнительно включена Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ)
Комментарий к статье 63 Градостроительного Кодекса РФ
1. Москва и Санкт-Петербург - особые субъекты РФ, представляющие собой не республики, края или области, а города-мегаполисы. Москва, кроме того, является столицей государства. Все это обусловило необходимость установления особенностей правового регулирования градостроительной деятельности в этих городах федерального значения.
Так, полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, закрепленные в ч. 3 ст. 8 ГрК РФ (например, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на территориях городских округов), осуществляются в городах Москве и Санкт-Петербурге самими этими субъектами РФ, если их законами не установлено иное.
2. Упомянутая в п. 2 комментируемой статьи ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (в ред. от 12 августа 2004 г.) определяет особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Установлено, в частности, что в этих субъектах РФ в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
Также законами указанных субъектов РФ исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства устанавливаются перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований.
3. Отличается и содержание документов территориального планирования городов Москвы и Санкт-Петербурга от содержания документов территориального планирования других субъектов РФ, которыми в соответствии со ст. 14 комментируемого Кодекса являются схемы территориального планирования субъектов РФ, содержащие, в свою очередь, положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). В Москве и Санкт-Петербурге это генеральные планы данных городов. В иных субъектах РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований (см. комментарий к ст. 18 ГрК РФ), и утверждаются они соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
В г. Москве согласно Закону г. Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве" <1> утверждение Генерального плана развития города Москвы отнесено к ведению Московской городской Думы и осуществляется путем принятия по представлению мэра Москвы закона города Москвы о Генеральном плане развития города Москвы.
--------------------------------
<1> Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 5. Ст. 57.
Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 778-16 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" <1> (в ред. от 20 февраля 2006 г.) устанавливает, что Генеральный план Санкт-Петербурга включает в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения на территории Санкт-Петербурга, в том числе:
--------------------------------
<1> Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 3.
1) объектов энергетических систем регионального значения, линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
2) автомобильных дорог общего пользования и иных путей сообщения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (объектов транспорта);
3) объектов информатики и связи регионального значения;
4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На картах (схемах), содержащихся в Генеральном плане Санкт-Петербурга, отображаются: 1) границы Санкт-Петербурга, существующие и планируемые границы населенных пунктов, входящих в состав Санкт-Петербурга; 2) границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения; 3) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон; 4) границы территорий объектов культурного наследия; 5) границы зон с особыми условиями использования территорий; 6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 7) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; 8) границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.
4. Обязанность согласовывать проект генерального плана города с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации установлена ст. 4 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" <1> (в ред. от 22 августа 2004 г.), которая определяет полномочия органов государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации. Среди других полномочий, установленных данной статьей, - предоставление федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, жилищного фонда, жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг; обеспечение необходимых условий для проведения общегосударственных и международных мероприятий.
--------------------------------
<1> ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.
5. Упомянутый выше Закон г. Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве" устанавливает распределение предметов ведения в области градостроительной деятельности между Московской городской Думой, Правительством Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области градостроительства (органом архитектуры и градостроительства г. Москвы) и органами местного самоуправления в г. Москве.
Органам местного самоуправления согласно данному Закону (ст. 17) переданы следующие полномочия в области градостроительной деятельности:
- участие в рассмотрении и согласовании градостроительной документации, действие которой распространяется на территории соответствующих муниципальных образований;
- выдача заключений для установления требований разрешенного использования участков территорий градостроительных объектов;
- разработка и принятие в соответствии с Генеральным планом развития г. Москвы, градостроительными планами развития территорий соответствующего административного округа, района г. Москвы, иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией планов, программ развития муниципальных образований;
- внесение в органы исполнительной власти г. Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам г. Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития г. Москвы, градостроительных планов развития территориальных единиц г. Москвы и иной градостроительной документации;
- участие в информировании жителей муниципальных образований о градостроительной деятельности, в обеспечении прав граждан, их объединений и юридических лиц на участие в обсуждении и подготовке решений в области градостроительства;
- осуществление во взаимодействии с государственными органами муниципального контроля в области градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством.
Другой комментарий к статье 63 ГрК РФ
1. С учетом особого статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности осуществления градостроительной деятельности в этих субъектах РФ, которыми обозначены:
- осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления";
- специальный порядок утверждения документов территориального планирования этих субъектов РФ, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам;
- специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы;
- право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. ст. 4.1 и 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ:
- до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- Российская Федерация передает в порядке, установленном ст. 6.1 комментируемого Кодекса, органам государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2013 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов;
- на территории города федерального значения Москвы до 1 января 2013 г. государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, осуществляется уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы.
2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Положения ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" конкретизируют особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Так, в этих субъектах РФ местное самоуправление в соответствии с их уставами осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. При этом установление, изменение и преобразование границ внутригородских муниципальных образований осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Законами этих субъектов РФ, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, устанавливаются перечень вопросов местного значения, а также источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований.
3. В правилах комментируемой части законодателем установлен специальный порядок утверждения документов территориального планирования субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам.
Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с рассматриваемой нормой являются документами территориального планирования и должны включать в себя с учетом правил ст. 23 Кодекса:
1) положение о территориальном планировании;
2) карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
3) карты планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
4) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
5) карту функциональных зон поселения или городского округа;
6) соответствующие материалы обоснования.
Утверждение генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется в порядке ст. 24 Кодекса законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. А согласование таких документов территориального планирования с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется (с учетом норм ч. 4 настоящей статьи).
Третьей особенностью разработки генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обозначено обязательное проведение публичных слушаний по их проектам в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Отметим, что в соответствии с правилами ст. 1 Закона города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" с периодом реализации до 2025 г. утвержден Генеральный план города Москвы, включающий:
1) положения о территориальном планировании города Москвы;
2) карты, схемы территориального планирования города Москвы.
4. Комментируемая часть включает специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы, который регламентирован положениями ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и определяет, что проект генерального плана развития города Москвы, разрабатываемый администрацией города Москвы, согласовывается с Правительством РФ в части осуществления городом Москвой функций столицы РФ и вносится на утверждение Совета народных депутатов города Москвы.
Следует отметить, что в порядке требований ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 органы государственной власти Московской области содействуют в осуществлении городом Москвой функций столицы РФ путем участия:
- в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы РФ, действие которых распространяется на территории Московской области;
- в строительстве, реконструкции и содержании на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы РФ в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти города Москвы;
- в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ;
- в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Москвы и Московской области;
- в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области.
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлено право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Например, согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса города Москвы (Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28) при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности. В ст. 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено внесение в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального образования:
а) к проектам Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;
б) к проектам правил землепользования и застройки;
в) к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах;
г) к проектам планировки территорий;
д) к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, которых разработаны указанные проекты;
е) к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории;
ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.