Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации

1. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

2. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

3. Непоступление от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в установленный срок сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, уведомление об обеспечении доступа к которому в информационной системе территориального планирования поступило в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматривается как согласие такого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет поступившее в соответствии с частью 2 настоящей статьи уведомление об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

5. Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования Российской Федерации в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

6. Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовки заключений на такой проект органами местного самоуправления не может превышать тридцать дней со дня получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи. При непоступлении заключений органов местного самоуправления в установленный срок проект схемы территориального планирования Российской Федерации считается согласованным с этими органами (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключений органов местного самоуправления осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое может содержать положение о согласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.

8. В случае поступления от одного или нескольких субъектов Российской Федерации сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимается решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования) (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, принимается решение об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования Российской Федерации и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
13. При наличии указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи материалов Правительство Российской Федерации или в случае, указанном в части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, Президент Российской Федерации может утвердить схему территориального планирования Российской Федерации, предусматривающую размещение объектов федерального значения (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 12 Градостроительного Кодекса РФ

Исходя из положений комментируемой статьи, не все проекты схем территориального планирования Российской Федерации подлежат согласованию, а только такие, в которых затрагиваются вопросы, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Исходя из представленного перечня, это наиболее существенные публичные региональные интересы.

К землям сельскохозяйственного назначения ЗК РФ относит земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом под поселениями в смысле ЗК РФ понимаются городские и сельские населенные пункты. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Категория земель сельскохозяйственного назначения, как и любая другая категория земель (ЗК РФ установил семь категорий земель), устанавливается в порядке, определенном законом, и закрепляется в правоустанавливающих и иных предусмотренных нормативными актами документах.

При этом следует иметь в виду, что отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, согласно ст. 8 ЗК РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Под землями особо охраняемых природных территорий следует понимать земли, занятые особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Общие положения о таких территориях установлены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Согласно данному Закону особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Кроме того, ЗК РФ установил, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального назначения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.

Правовое положение объектов культурного наследия установлено Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно указанному Закону к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

При этом объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Комментируемой статьей не уточняется категория объекта культурного наследия, из чего, видимо, следует сделать вывод о том, что согласованию с субъектом РФ должны подлежать все рассматриваемые объекты.

Следует заметить, что установленное п. 3 комментируемой статьи условие согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации может рассматриваться как правомерное, если орган государственной власти субъекта РФ направит органу исполнительной власти субъекта РФ проект схемы, а также во избежание конфликтов обеспечит себя доказательствами осуществления данного действия, а также доказательствами того, что проект схемы надлежащим образом получен. Сказанное также относится и к вопросам согласования проекта схем органами местного самоуправления п. 6 комментируемой статьи.

Следует заметить, что воздействие органов местного самоуправления на осуществление федерального территориального планирования ограничено. Так, органы местного самоуправления не осуществляют самостоятельного согласования федеральных схем территориального планирования. Вопросы, рассматриваемые муниципальными образованиями, очерчены п. 5 комментируемой статьи, срок ограничен 30 днями. Заключения органов местного самоуправления составляют основу согласования схемы со стороны субъекта РФ, при этом из текста Закона прямо не следует, что отрицательное заключение органа местного самоуправления должно стать основанием для несогласования проекта схемы со стороны органа государственной власти субъекта РФ. В то же время из смысла процесса согласования, а также упоминания комментируемой статьи о том, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации готовится сводное заключение, отрицательное мнение органа местного самоуправления по данному вопросу должно рассматриваться как существенное основание для отказа в согласовании схемы.

Документы и материалы, подготовленные согласительной комиссией, упомянутой в комментируемой статье, являются основанием для окончательного решения по вопросу об утверждении проекта схемы территориального планирования Российской Федерации. В то же время из содержания статьи прямо не следует, что отрицательное мнение комиссии по проекту должно рассматриваться как обязательное основание для доработки проекта. Из этого следует, что окончательное решение по данному вопросу остается за федеральным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять утверждение проекта схемы территориального развития.

Другой комментарий к статье 12 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые особенности порядка согласования проекта схемы территориального планирования РФ, который включает в себя:

- определение двух категорий вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения;

- установление максимального срока согласования проекта схемы территориального планирования РФ (три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту в информационной системе территориального планирования);

- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в установленный срок сводного заключения на проект схемы территориального планирования РФ;

- определение порядка уведомления органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения;

- установление обязанности органов местного самоуправления рассмотреть проект схемы территориального планирования РФ в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования;

- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении в установленный максимальный срок рассмотрения заключений органов местного самоуправления;

- определение порядка подготовки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ сводного заключения на проект схемы территориального планирования РФ;

- установление порядка образования и срока работы согласительной комиссии;

- обозначение двух документов о результатах работы согласительной комиссии;

- определение содержания результатов работы согласительной комиссии;

- установление порядка принятия решения об утверждении схемы территориального планирования РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования РФ и о направлении его на доработку;

- обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии;

- обозначение условий реализации права Правительства РФ или Президента РФ на утверждение схемы территориального планирования РФ, предусматривающей размещение объектов федерального значения.

В правилах ч. 1 комментируемой статьи законодатель установил две категории вопросов, подлежащие согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение объектов федерального значения.

Согласованию подлежат исключительно вопросы, во-первых, о возможном влиянии планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта РФ, во-вторых, о возможном негативном воздействии данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта РФ.

Следует полагать, что отсутствие такого согласования может служить поводом к отмене утвержденных схем территориального планирования РФ, предусматривающих размещение объектов федерального значения.

2. Нормы ч. 2 настоящей статьи определяют максимальный срок согласования проекта схемы территориального планирования РФ (три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту в информационной системе территориального планирования на территории того субъекта, где планируется размещение объектов федерального значения и территория которого может испытать негативное воздействие от планируемых для размещения объектов федерального значения).

3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил процедуру молчаливого согласия при непоступлении от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в установленный срок сводного заключения на проект схемы территориального планирования РФ.

4. Часть 4 рассматриваемой статьи включает порядок уведомления органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения. При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязан перенаправить поступившее к нему в соответствии с ч. 2 настоящей статьи уведомление в соответствующие (заинтересованные) органы местного самоуправления муниципальных образований.

5. В соответствии с положениями ч. 5 настоящей статьи установлена обязанность органов местного самоуправления рассмотреть проект схемы территориального планирования РФ в части возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального образования, а также возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территории муниципального образования.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель второй раз обозначил процедуру молчаливого согласия при непоступлении заключений органов местного самоуправления в установленный максимальный срок рассмотрения (30 дней со дня получения уведомления от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с нормами ч. 4 настоящей статьи).

Проект схемы территориального планирования РФ считается согласованным с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, если дважды прошло молчаливое согласие этих органов.

7. Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют порядок подготовки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ сводного заключения на проект схемы территориального планирования РФ, которое по содержанию может быть только двух видов (о согласии с проектом схемы территориального планирования РФ или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения).

8. В правилах комментируемой части законодатель установил порядок образования и срок работы согласительной комиссии в случае поступления сводного(-ых) заключения(-й) с положениями о несогласии с проектом схемы территориального планирования РФ с обоснованием принятого решения.

При этом решение о создании согласительной комиссии должно быть принято в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта, а срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

9. Комментируемая часть определяет только два вида документов о результатах работы согласительной комиссии: документ о согласовании проекта с подготовленным для утверждения измененным проектом схемы территориального планирования РФ, а также материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

10. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлено возможное содержание результатов работы согласительной комиссии, включающее, во-первых, предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования РФ материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), во-вторых, план согласования обязательных вопросов после утверждения схемы территориального планирования РФ путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. Положениями комментируемой части статьи законодатель обозначил порядок окончания процедуры согласования проекта схемы территориального планирования РФ, согласно которому Правительством РФ (в соответствии с ч. 1 ст. 11 Кодекса) или Президентом РФ (в порядке ч. 2 ст. 11 Кодекса) может быть принято решение двух видов - об утверждении схемы территориального планирования РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования РФ и о направлении его на доработку.

12. Рассматриваемые нормы определяют обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии. Это полномочие реализует общие нормы о полномочиях ч. 8 ст. 6, а также положения п. 4 ч. 5 ст. 57.1 Кодекса о федеральной государственной информационной системе территориального планирования (см. также Постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198).

13. Положениями ч. 13 комментируемой статьи законодатель определил, что Правительство РФ может утверждать схему территориального планирования РФ, предусматривающую размещение объектов федерального значения при наличии материалов в текстовой форме в виде карт по несогласованным вопросам.

В свою очередь, Президент РФ вправе утвердить указанную схему в случае, если речь идет о схеме территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства.

Остались вопросы по ст 12 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 12 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.