1. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории такого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
2. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
4. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи вопросов, не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
5. Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
6. Заключения на проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, направленные органами, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, могут содержать положение о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.
7. В случае непоступления в установленный срок в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключений органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации считается согласованным с такими органами.
8. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с обоснованием принятого решения, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
9. По результатам работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования) (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ;
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и о направлении его на доработку.
12. Порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 16 Градостроительного Кодекса РФ
Принципы и порядок согласования схем территориального планирования субъекта РФ в целом идентичны порядку согласования схем территориального планирования Российской Федерации, установленных ст. 12 настоящего Кодекса. Отличием является то, что схемы субъекта РФ по вопросам, определенным данной статьей, должны быть согласованы не только с уполномоченным федеральным органом государственной власти, но и с органами государственной власти субъектов РФ, граничащих с данным субъектом РФ, а также с органами местного самоуправления.
К землям лесного фонда, на которые указано в данной статье, ЗК РФ относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Понятие лесного фонда и режим его использования и охраны установлены ЛК РФ.
Согласно ЛК РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено комментируемым Кодексом.
К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования комментируемой статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
При этом в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений.
Земельным кодексом РФ также дано определение земель обороны и безопасности. Согласно ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным комментируемым Кодексом, федеральными законами.
Земельный кодекс РФ специально обращает внимание на то, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" установил, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям ЗК РФ о землях особо охраняемых природных территорий к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.
Другой комментарий к статье 16 ГрК РФ
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, которыми представляются:
- установление двух категорий вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
- определение целей и условий согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы;
- обозначение двух вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения;
- запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных, вопросам;
- установление максимального срока согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования);
- обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения;
- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ;
- установление порядка образования и срока работы согласительной комиссии;
- обозначение двух документов о результатах работы согласительной комиссии;
- определение содержания результатов работы согласительной комиссии;
- установление порядка принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку;
- обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.
Требованиями ч. 1 комментируемой статьи законодатель установил две категории вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти. Во-первых, процедура согласования обязательна, если на территории такого субъекта РФ находятся особо охраняемые природные территории федерального значения. Во-вторых, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Согласованию на федеральном уровне подлежат вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных объектов, являющихся федеральной собственностью.
2. Рассматриваемые нормы ч. 2 определяют цель (соблюдение интересов) и два условия согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы.
Условиями проведения такой процедуры согласования законодатель определил:
- установление на территориях соседних регионов зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения;
- размещение объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов РФ.
3. В правилах комментируемой части законодатель установил два вопроса согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения. Такими вопросами, как и в процедуре согласования проекта схемы территориального планирования РФ, в порядке ст. 12 Кодекса обозначены аспекты возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, а также возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.
4. Комментируемая часть включает запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных в ч. ч. 1 - 3, вопросам. Нормы ч. ч. 1 - 3 содержат исчерпывающий перечень вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ.
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен максимальный срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования).
6. Положениями комментируемой части статьи законодатель обозначил обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения.
7. Рассматриваемые нормы определяют процедуру молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок (три месяца со дня поступления уведомления в порядке ч. 5 настоящей статьи) заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ.
8. В правилах комментируемой части законодатель установил основы порядка образования и срока работы согласительной комиссии, которые включают:
- условие поступления от одного или нескольких заинтересованных органов, указанных в ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи, заключений, с положениями о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта РФ с обоснованием принятого решения;
- принятие решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования (см. ч. 5 настоящей статьи) о создании согласительной комиссии;
- определение максимального срока работы согласительной комиссии по одному проекту (три месяца).
9. Комментируемая часть включает два документа о результатах работы согласительной комиссии, аналогично работе такой комиссии по проекту схемы территориального планирования РФ в порядке ч. 12 ст. 12 Кодекса.
10. В соответствии с ч. 10 рассматриваемой статьи установлено возможное содержание результатов работы согласительной комиссии, включающее, во-первых, предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта РФ материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), во-вторых, план согласования обязательных вопросов (только указанных в п. 1 настоящей статьи) после утверждения схемы территориального планирования РФ путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений, т.е. законодатель определил приоритет комментируемого согласования для вопросов федерального значения.
11. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил порядок принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку, который включает право принять два вида такого решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
12. Рассматриваемые нормы определяют обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.
В данной связи отметим, что Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Комментируемая компетенция Правительства РФ реализует общие нормы о полномочиях ч. 8 ст. 6, а также положения п. 4 ч. 5 ст. 57.1 Кодекса о федеральной государственной информационной системе территориального планирования.