1. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.1. Подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ)
2. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.
4. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
6. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, вправе оспорить схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
9. Внесение изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.
10. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 15 Градостроительного Кодекса РФ
Порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ во многом совпадает с порядком подготовки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, установленным ст. 11 Кодекса (см. комментарий к указанной статье).
Одним из основных различий между ними является перечень субъектов, с которыми органам государственной власти субъекта РФ надлежит согласовывать проекты схем территориального планирования субъекта РФ (п. 3 данной статьи). При этом предусмотрено обязательное согласование проекта схемы с высшими органами государственной власти субъектов РФ, граничащих с разработавшим схему субъектом РФ. Императивное значение данной нормы не предусматривает исключений. В то же время согласование схем, предполагающих размещение объектов регионального значения, в существенном отдалении от границ субъекта РФ может оказаться в достаточной степени формальным условием. Положения п. 2 ст. 16 настоящего Кодекса, устанавливающие основания согласования проектов схем территориального планирования субъекта РФ с органами государственной власти иных субъектов РФ, определены в достаточно общей форме, что потребует уточнения вопроса о необходимости согласования при разработке конкретных документов планирования.
Отношения в области установления и реализации технических регламентов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.
В то же время в соответствии с тем же Законом требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.
Рассматриваемым Законом определено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
- механическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- промышленную безопасность;
- электрическую безопасность.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технический регламент не может содержать требований к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Другой комментарий к статье 15 ГрК РФ
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ, которые включают:
- полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ утверждать и вносить изменения в схемы территориального планирования субъектов РФ;
- условие обязательного согласования с тремя категориями заинтересованных органов власти и самоуправления согласно нормам ст. 16 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования субъектов РФ до их утверждения;
- право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования субъектов РФ;
- право оспаривания схемы территориального планирования субъектов РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;
- право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами;
- определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 16 Кодекса;
- полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы.
В нормах ч. 1 и ч. 10 комментируемой статьи реализуются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, установленные п. 1 ст. 7 Кодекса.
Следует отметить, что правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ повторяют аналогичные нормы в отношении схем территориального планирования РФ (см. ст. 11 Кодекса), за исключением полномочий по утверждению схем, субъектов их разработки и утверждения, а также субъектов и применяемых норм (ст. 16 Кодекса) согласования схем территориального планирования субъектов РФ.
2. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил условие обязательного согласования с тремя категориями заинтересованных органов власти и самоуправления согласно нормам ст. 16 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования субъектов РФ до их утверждения. При этом такое согласование в порядке ст. 16 Кодекса проводится с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, которые обеспечили подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию.
3. Положениями ч. 5 рассматриваемой статьи установлено право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования субъектов РФ.
Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют право оспаривания схемы территориального планирования субъектов РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.
Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса. О конституционных гарантиях судебной защиты интересов заинтересованных лиц см. комментарии к ч. 9 ст. 11 Кодекса.
4. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами.
Часть 9 рассматриваемой статьи включает определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 16 Кодекса.
5. В соответствии с положениями ч. 10 рассматриваемой статьи обозначены полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы.
Отметим, что в нормах ч. 10 комментируемой статьи реализуются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере градостроительной деятельности, установленные п. 1 ст. 7 Кодекса.