Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа

1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

3. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

5. На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 203-ФЗ).

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
8) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.

(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2015 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 459-ФЗ)
8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2015 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 459-ФЗ)
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

(Статья в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 23 Градостроительного Кодекса РФ

Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов в целом повторяет установленное настоящей главой содержание схем территориального планирования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 2) поселением является городское или сельское поселение; городским округом является городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ЗК РФ земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также урегулирован ряд вопросов, непосредственно связанных с генеральными планами поселений.

Так, к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

К вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

В случае если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также если между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, состав территорий и границы соответствующего городского поселения утверждаются в порядке и на основаниях, которые установлены указанным выше Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В отношении содержания и правил разработки генеральных планов должны соблюдаться требования, установленные федеральными законами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", как и иные виды градостроительной документации, генеральные планы городов, других поселений и их систем, генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон не подлежат экологической экспертизе.

В развитие положений федерального законодательства о генеральном плане поселений на уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления принимаются собственные нормативные правовые акты.

Так, в настоящее время действует Закон г. Москвы от 27 апреля 2005 г. N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)". Данным Законом установлены основные направления градостроительного развития г. Москвы, включающие цели, принципы и перспективные задачи градостроительного развития г. Москвы, градостроительные требования к использованию и застройке территории г. Москвы, особенности градостроительного развития г. Москвы - столицы Российской Федерации, порядок реализации основных направлений градостроительного развития г. Москвы, а также порядок актуализации Генерального плана г. Москвы.

В Московской области, в свою очередь, принят Закон Московской области от 26 апреля 2002 г. N 29/2002-ОЗ "Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".

Другой комментарий к статье 23 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые особенности генерального плана поселения и генерального плана городского округа, которые в соответствии с нормами п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 18 Кодекса являются основными документами территориального планирования муниципальных образований. При этом особенностями таких генеральных планов обозначены:

- определение в ч. 1 рассматриваемой статьи территориального аспекта подготовки генерального плана поселения, генерального плана городского округа (такие документы разрабатываются для всей территории поселения или городского округа);

- установление двух возможных видов генеральных планов по признаку территориальности (для всей территории поселения или городского округа или в отношении отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа);

- обозначение состава генерального плана из четырех документов (одного в текстовом формате и трех в виде установленных категорий карт);

- регламентация содержания положения о территориальном планировании генерального плана двумя категориями обязательных сведений;

- определение трех видов обязательных сведений, включаемых в состав карт генерального плана;

- установление обязательного приложения к генеральному плану материалов по его обоснованию двух видов (в текстовой форме и в виде карт);

- обозначение исчерпывающего перечня семи категорий информации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме;

- регламентация расширенного перечня девяти категорий информации в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт.

Следует отметить, что конкретизация содержания генерального плана поселения и генерального плана городского округа приводится в соответствующих Методических рекомендациях по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. N 244.

2. Нормы ч. 2 комментируемой статьи классифицируют генеральные планы двух возможных видов по признаку территориальности (для всей территории поселения или городского округа или в отношении отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа).

При этом законодателем установлено, что подготовка генерального плана и внесение в него изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

3. В правилах комментируемой части законодатель обозначил состав генерального плана из четырех документов:

- один в текстовом формате (положение о территориальном планировании);

- три в виде установленных категорий карт (карты планируемого размещения объектов местного значения, границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов) в составе поселения или городского округа, а также функциональных зон поселения или городского округа).

4. Комментируемая часть регламентирует содержание положения о территориальном планировании генерального плана двумя категориями обязательных сведений, обусловленных сведениями о планируемых для размещения объектах местного значения поселения, городского округа, а также параметрами функциональных зон с информацией о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального и местного значения, за исключением линейных объектов.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями определены три вида обязательных сведений, включаемых в порядке п. п. 2 - 4 ч. 3 настоящей статьи в состав карт генерального плана, в том числе отображение на них:

1) планируемых для размещения объектов местного значения в четырех областях;

2) границ населенных пунктов, с учетом образуемых населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа;

3) границ и описания функциональных зон с указанием планируемых для размещения на них объектов федерального, регионального и местного значения и местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил обязательное приложение к генеральному плану материалов по его обоснованию двух видов (в текстовой форме и в виде карт).

7. Рассматриваемые нормы определяют исчерпывающий перечень семи категорий информации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме, включающий:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения на основе анализа использования территорий, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения на комплексное развитие этих территорий (см. ст. 46.1 Кодекса);

4) утвержденные документами территориального планирования федерального и регионального уровней сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального и регионального значения, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил расширенный перечень девяти категорий информации в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт, включающий границы поселения (городского округа), границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения (городского округа), местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения (городского округа) и др.

Следует обратить внимание на то, что генеральные планы городских округов, генеральные планы поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов должны пройти утверждение не позднее 31 декабря 2012 г. согласно п. 1 ст. 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ, в котором также определено, что "до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ". Правовые основы порядка такого перевода земель регламентированы правилами ст. 4.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.

Необходимо отметить, что содержание комментируемой статьи полностью изменено согласно п. 20 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур по территориальному планированию и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок. Также полностью изменены содержание ст. ст. 19, 26 и ряд других норм, касающихся территориального планирования, в том числе вновь обозначена ст. 57.1 Кодекса, в которой регламентированы общие правила функционирования Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Добавим, что положениями ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ законодатель обязал разместить до 1 сентября 2011 г. на соответствующих официальных сайтах в сети Интернет генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов.

Остались вопросы по ст 23 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 23 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.