Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

4. Часть утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

5. Часть утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

5.1. Часть дополнительно включена с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ; утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

6. Часть утратила силу - Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 131-ФЗ.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.
8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
9. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

14. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Комментарий к статье 24 Градостроительного Кодекса РФ

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана округа соответствует общим принципам подготовки и утверждения документов территориального планирования, установленных комментируемым Кодексом.

Отличительной чертой порядка утверждения генеральных планов поселения или округа является проведение процедуры публичных слушаний. Введенный Кодексом механизм публичных слушаний направлен на учет интересов населения при осуществлении территориального планирования на уровне поселения или городского округа. В то же время механизм публичных слушаний не включен в состав действий по согласованию генеральных планов, а представляет собой самостоятельное действие, урегулированное ст. 28 Кодекса (см. комментарий к статье).

Настоящей статьей установлен ряд полномочий главы местной администрации.

Общие положения о главе местного самоуправления и главе местной администрации установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно указанному Закону глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с комментируемой статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

- в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 указанного выше Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- отрешения от должности в соответствии со ст. 74 данного Федерального закона;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- отзыва избирателями;

- установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

- досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- расторжения контракта в соответствии с ч. 11 комментируемой статьи;

- отрешения от должности в соответствии со ст. 74 данного Федерального закона;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

- представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

- высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

- главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в ч. 6 комментируемой статьи, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Пункт 18 комментируемой статьи предусматривает исключение из общего правила об обязательном рассмотрении проекта генерального плана на публичных слушаниях. Цель законодателя в данном случае может быть сведена к намерению упростить процедуру изменения черты поселения для целей жилищного строительства и создания (определения) рекреационных зон.

В том, что касается толкования указанной нормы, можно задать, в частности, вопрос относительно того, распространяются ли данные правила только на случаи изменения границ в сторону увеличения общей площади населенного пункта или в равной степени они должны применяться и при уменьшении площади. Буквальное толкование нормы заставляет сделать вывод о том, что правило об отмене публичных слушаний должно действовать при любом варианте изменения границ населенного пункта в определенных п. 18 комментируемой статьи целях.

В целом затруднения при применении данной нормы могут вызывать обстоятельства, например, связанные с тем, что на территории, где предполагается изменить границы населенного пункта, могут оказаться жилые пристройки или земельные участки, предоставленные достаточно большому числу граждан (например, участки, предоставленные для ведения садоводства или огородничества). Иных, помимо публичных слушаний, механизмов учета интересов граждан и юридических лиц при принятии градостроительных решений, предусмотренных данным нормативным правовым актом, может оказаться недостаточно для разрешения конфликтных ситуаций.

Заметим также, что термин "зоны рекреационного назначения" употребляется только в настоящем Кодексе. Земельный кодекс РФ, определяя состав земель населенных пунктов (ст. 85 ЗК Российской Федерации), устанавливает понятие "рекреационные зоны" как вид территориальных зон, устанавливаемых в населенном пункте согласно градостроительным регламентам. Понятие "рекреационные зоны" употребляется и в других нормативных правовых актах (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Считаем, что для преодоления разночтений зоны рекреационного назначения следует рассматривать как рекреационные зоны.

Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Другой комментарий к статье 24 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования мероприятий по подготовке и утверждению генерального плана поселения, генерального плана городского округа, которыми являются:

- определение в соответствии с нормами ч. 1 настоящей статьи полномочий представительного органа местного самоуправления поселения, представительного органа местного самоуправления городского округа по утверждению соответствующих генеральных планов;

- обозначение в порядке ч. 2 настоящей статьи полномочий главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений);

- регламентация четырех условий проведения мероприятий по подготовке проекта генерального плана (соответствие требованиям ст. 9 Кодекса, учет региональных (местных) нормативов градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложения заинтересованных лиц);

- определение обязательного содержания региональных и местных нормативов градостроительного проектирования - пять видов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- установление порядка утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;

- обязанность размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте субъекта РФ не менее чем за два месяца до их утверждения;

- обозначение условий утверждения местных нормативов градостроительного проектирования с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления;

- правило обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст. 27 настоящего Кодекса;

- установление правила обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения в соответствии с нормами ст. 25 настоящего Кодекса в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России);

- обозначение права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана;

- правило обязательного рассмотрения проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, с приложением протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации для утверждения в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа);

- регламентация двух видов решения представительных органов местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с протоколами публичных слушаний и заключением;

- определение права судебного оспаривания генерального плана, если права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такого генерального плана;

- установление права четырех категорий субъектов градостроительной деятельности обращаться к главе местной администрации поселения (городского округа) с предложениями о внесении изменений в генеральный план;

- обозначение правовых основ порядка внесения изменений в генеральный план.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют полномочия главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений).

3. В правилах комментируемой части законодатель регламентировал четыре условия проведения мероприятий по подготовке проекта генерального плана (соответствие требованиям ст. 9 Кодекса, учет региональных (местных) нормативов градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложения заинтересованных лиц).

Следует отметить, что правилами Кодекса введен в оборот принципиально новый термин - "региональные нормативы градостроительного проектирования", содержание которых устанавливается комментируемыми нормами. А правила ч. 5 настоящей статьи содержат норму, в порядке которой утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта РФ. Таким образом, правилами ст. ст. 24 и 25 настоящего Кодекса законодательно закреплены основы правового регулирования нормативов градостроительного проектирования, в том числе положения Кодекса:

- упразднили градостроительные нормативы и правила, утверждаемые на федеральном уровне;

- установили содержание нормативов градостроительного проектирования регионального и местного уровней;

- передали субъектам РФ полномочия по определению состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;

- ввели нормативы градостроительного проектирования в "механизм" регулирования градостроительной деятельности на региональном уровне;

- ввели императивное правило иерархии (см. ч. 6 комментируемой статьи), согласно которому установлен запрет на утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования;

- исключили из нормативов градостроительного проектирования требования безопасности согласно требованиям законодательства к техническим регламентам, которые принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

4. Комментируемая часть включает определение обязательного содержания региональных и местных нормативов градостроительного проектирования - пяти видов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен порядок утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, который включает:

- учет особенностей поселений (городских округов) в границах субъекта РФ;

- установление состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования законодательством субъектов РФ;

- учет положений ч. 5.1 настоящей статьи об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта РФ с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах такого субъекта РФ.

Часть 5.1 комментируемой статьи определяет обязанность размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте субъекта РФ не менее чем за два месяца до их утверждения. Также рассматриваемые положения включают правило утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта РФ.

Отметим, что содержание комментируемой части внесено в Кодекс согласно подп. "г" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур по территориальному планированию и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил условия утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Следует обратить внимание на императивную норму рассматриваемой части о запрете утверждать местные нормативы градостроительного проектирования, которые содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

7. Рассматриваемые нормы определяют при подготовке генеральных планов правило обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст. 27 настоящего Кодекса.

8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил правила обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения в соответствии с нормами ст. 25 настоящего Кодекса в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минрегиона России).

О нормативных правовых актах, регламентирующих порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований), см. комментарии к п. 2 ст. 1 комментируемого Кодекса.

9. В соответствии с положениями ч. 10 комментируемой статьи обозначено право заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана.

Положениями ч. ч. 11 и 12 комментируемой статьи законодатель обозначил правило обязательного рассмотрения проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, с приложением протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации для утверждения в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа).

10. В правилах ч. 13 законодатель установил два вида решения представительных органов местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с протоколами публичных слушаний и заключением.

В соответствии с положениями ч. 15 настоящей статьи определено право судебного оспаривания генерального плана, если права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такого генерального плана.

Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.

11. Положениями ч. 16 комментируемой статьи законодатель обозначил права четырех категорий субъектов градостроительной деятельности (органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц) обращаться к главе местной администрации поселения (городского округа) с предложениями о внесении изменений в генеральный план, которое согласно ч. 17 рассматриваемой статьи осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи и ст. ст. 9, 25 Кодекса.

12. Нормы ч. ч. 17 и 18 рассматриваемой статьи определяют обозначение правовых основ порядка внесения изменений в генеральный план, которые включают:

- соблюдение требований настоящей статьи и ст. ст. 9 и 25 настоящего Кодекса;

- внесение без проведения публичных слушаний в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов, в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения.

Остались вопросы по ст 24 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 24 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.