Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ.

8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.

8.1. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

(Часть дополнительно включена с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ)
9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

12. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

14. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 31 Градостроительного Кодекса РФ

1. По общему правилу правила землепользования и застройки должны разрабатываться в отношении всей территории муниципального образования. Однако не все муниципальные образования, особенно небольшие поселения, обладают необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами. Поэтому ч. 1 комментируемой статьи допускает возможность разработки проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования. При этом часть территории поселения или городского округа не обязательно должна совпадать с административными границами муниципального образования (округами или районами). Например, частью территории может быть признана территория, отнесенная решением муниципального образования под застройку.

2. В отношении межселенных территорий подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться только в случае планирования застройки таких территорий. Под межселенными территориями в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимается территория, находящаяся вне границ поселений. В соответствии с данным Федеральным законом территории субъектов РФ разграничиваются между поселениями, однако территории с низкой плотностью населения могут не включаться в состав территорий поселений. В таком случае указанные территории относятся к межселенным территориям и входят в состав муниципальных районов.

3. Комментируемая статья закрепляет необходимость учета положений, содержащихся в документах территориального планирования, и требований технических регламентов. Между тем требования технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1> носят обязательный характер.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования (схема территориального планирования Российской Федерации, схема территориального планирования субъектов РФ, схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, генеральный план городского округа) согласно ч. 9 комментируемой статьи. Кроме того, как это следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки. Что касается результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, то они носят рекомендательный характер.

4 - 10. На органах местного самоуправления лежит задача проверки соответствия проекта правил землепользования и застройки обязательным требованиям технических регламентов, а также документам территориального планирования. Указанную проверку органы местного самоуправления могут проводить как самостоятельно, так и с привлечением сторонней экспертной организации или экспертов - физических лиц на основании договора. Определение органа местного самоуправления, который будет проводить соответствующую проверку, проводится муниципальным образованием самостоятельно. Например, таким органом может быть орган местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства.

11 - 17. Общий порядок проведения публичных слушаний установлен также Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ним для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания могут проводиться по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания выносятся в том числе проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Другой комментарий к статье 31 ГрК РФ

Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые особенности порядка подготовки проекта правил землепользования и застройки, которые включают в себя:

1) определение правилами ч. ч. 1 - 4 настоящей статьи трех видов и двух условий начала подготовки проекта правил землепользования и застройки (применительно ко всем территориям, к частям территорий поселений, городских округов, а также к межселенным территориям; с учетом положений о территориальном планировании, требований технических регламентов, а также результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, при отсутствии генерального плана поселения (городского округа) применительно к части территории поселения или городского округа);

2) установление нормами ч. ч. 5 - 8, 11 и 16 комментируемой статьи полномочий главы местной администрации при подготовке проекта правил землепользования и застройки:

- принятие решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования, а также порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ;

- утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

- опубликование и размещение на официальном сайте в 10-дневный срок сообщения о принятом решении об утверждении состава и порядка деятельности комиссии с обязательным указанием пяти категорий сведений в соответствии с ч. 8 рассматриваемой статьи (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса);

- принятие решения о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта от органа местного самоуправления;

- принятие решения о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления (об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления) в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений;

3) определение требованиями ч. ч. 9 и 10 настоящей статьи полномочий органа местного самоуправления при подготовке проекта правил землепользования и застройки:

- осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ;

- направление по результатам проверки проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования или, в случае обнаружения его несоответствия установленным требованиям и документам, в комиссию на доработку;

4) определение требованиями ч. ч. 12 - 15 рассматриваемой статьи особенностей проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки:

- проведение публичных слушаний согласно уставу муниципального образования и (или) нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса и с ч. ч. 13 и 14 настоящей статьи;

- установление продолжительности публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки в период от двух до четырех месяцев со дня опубликования такого проекта;

- участие правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа, при подготовке правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа;

- установление продолжительности публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки в период до одного месяца со дня опубликования такого проекта при внесении изменений в правила землепользования и застройки;

- оформление результатов завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки в обязательных приложениях к проекту правил землепользования и застройки - протоколах публичных слушаний и заключениях о результатах публичных слушаний;

5) определение согласно нормам ч. 17 настоящей статьи обязанности органов местного самоуправления установить требования к составу и порядку деятельности комиссии в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ.

Остались вопросы по ст 31 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 31 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.