1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт дополнен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ
3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; дополнена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; дополнена с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ,.
3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
(Часть дополнительно включена с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 188-ФЗ)
4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; дополнена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ.
в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ)
3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является:
а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;
б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 настоящей части, не требуется;
6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ.
7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
(Часть дополнена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; дополнена с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; дополнена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие положений статьи 55 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после дня вступления в силу статей 1, 3-5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ - см. пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 294-ФЗ.
____________________________________________________________________
Комментарий к статье 54 Градостроительного Кодекса РФ
1. Комментируемая статья устанавливает основные требования к проведению государственного строительного надзора. Часть 1 комментируемой статьи определяет случаи осуществления государственного строительного надзора.
В связи с тем, что изначальная формулировка части 1 комментируемой статьи приводила к тому, что на практике отсутствовало единое понимание, в каких случаях должен осуществляться государственный строительный надзор, а этот вопрос имеет очень важное значение, поскольку представление заключения государственного строительного надзора, в случае если предусмотрено его осуществление, является обязательным условием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 1 ст. 54 была уточнена. Так, государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
2. Часть 2 комментируемой статьи четко закрепляет предмет государственного строительного надзора - проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с п. 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54) в случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Задачей государственного строительного надзора являются предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
3 - 4. Комментируемая статья предусматривает, что надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в зависимости от степени значимости и потенциальной опасности объекта.
Так, государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются на территориях двух и более субъектов РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора (по объектам см. комментарий к ст. 49 ГрК РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;
Министерство обороны Российской Федерации - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указом Президента РФ может быть определен также иной орган, уполномоченный на проведение государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны. Указом Президента РФ и (или) нормативным правовым актом Правительства могут быть определены также иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ.
Кроме того, следует отметить, что полномочия по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте уникальных объектов, указанных в части 2 статьи 48.1 ГрК РФ, на территории города Москвы закреплены до 2011 года за уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы (ст. 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 18 декабря 2006 г.)).
Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности" с 1 января 2006 г. признан утратившим силу п. 12 ст. 62 ГрК РФ 1998 г., согласно которому контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации. Исключение данной нормы направлено на устранение дублирования полномочий разных органов по осуществлению надзора и контроля за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов.
5 - 6. Части 5 - 6 комментируемой статьи закрепляют основные права должностных лиц органов государственного строительного надзора и требования к оформлению результатов осуществляемых проверок.
Кроме того, в соответствии с п. 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54) должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
7. Согласно ч. 2 комментируемой статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. В то же время согласно ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2001 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучения, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную, промышленную термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность и т.д. Таким образом, предмет государственного строительного надзора во многом пересекается с предметами иных надзоров, осуществляемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и предусмотренных федеральными законами.
В связи с этим часть 7 комментируемой статьи устанавливает запрет на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренных ГрК РФ.
До последнего времени помимо Градостроительного кодекса государственный надзор при строительстве предусматривался также многими другими федеральными законами. Однако после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ иные надзоры при строительстве становятся избыточными, дублирующими государственный строительный надзор.
В целях приведения законодательства в соответствие с ГрК РФ и устранения излишних административных барьеров при строительстве был принят Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, в целях установления единого государственного строительного надзора соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и др. Изменения, внесенные в указанные нормативные правовые акты, предусматривают проведение государственного строительного надзора только в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
При этом следует отметить, что Федеральный закон N 232-ФЗ не исключает и не отменяет целевые виды надзора (экологический, санитарно-эпидемиологический и др.) при строительстве. Все виды надзора (контроля) сохраняются, но будут проводиться в рамках единого государственного строительного надзора.
Так, например, Федеральным законом N 232-ФЗ предусматривается, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор и другие виды надзора (контроля) осуществляются в рамках государственного строительного надзора, проводимого в соответствии с ГрК РФ, п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 21, п. 10 ст. 29 Закона N 232-ФЗ).
Часть 7 комментируемой статьи, предусматривающая запрет на проведение иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных ГрК РФ, а также положения Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, направленные на установление единого государственного строительного надзора, вступают в силу с 1 января 2007 года. При этом следует отметить, что Законом N 232-ФЗ внесено изменение в часть 7 комментируемой статьи, устанавливающее исключение из установленного ГрК РФ принципа единого государственного строительного надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации; сохраняется как самостоятельный вид государственный экологический контроль, что обусловлено спецификой осуществления деятельности на указанных территориях. Случаи, когда требуется осуществление государственного экологического контроля, носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию.
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" <1>. Приложение к данному Постановлению, устанавливающее критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, в связи с тем что данный вопрос урегулирован в самом ГрК РФ, не подлежит применению.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.
Согласно Положению о государственном строительном надзоре в Российской Федерации, утвержденному указанным Постановлением, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Проверке подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
в) при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, подлежащих проверке;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
Другой комментарий к статье 54 ГрК РФ
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового института государственного строительного надзора, которыми представляются:
- установление двух категорий градостроительной деятельности, подлежащих обязательному государственному строительному надзору;
- определение исчерпывающего списка трех видов предмета государственного строительного надзора;
- обозначение четырех категорий ответственных органов за осуществление федерального государственного строительного надзора (в отношении объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 Кодекса, в отношении объектов, обозначенных в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, в отношении объектов обороны в порядке указа Президента РФ, в отношении объектов на территориях пяти видов согласно указу Президента РФ или нормативному правовому акту Правительства РФ);
- особенности осуществления государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией;
- конкретизация шести особенностей осуществления государственного строительного надзора согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ;
- процедура оформления результатов проведенной проверки органом государственного строительного надзора с включением порядка приостановления строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
- правило запрета на осуществление иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также государственного экологического надзора в отношении объектов на территориях пяти видов;
- особенности (статус) регламентации порядка осуществления государственного строительного надзора.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 52 Кодекса застройщик (заказчик) заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства, должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, подлежащих надзору, с приложением пяти видов документов.
2. Нормы ч. 2 комментируемой статьи устанавливают исчерпывающий список трех видов предмета государственного строительного надзора, а именно:
1) проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (о применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах, а также учете требований повышения энергетической эффективности и энергосбережения см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса);
2) наличие разрешения на строительство (см. ст. 51 Кодекса);
3) выполнение требований ч. ч. 2 и 3 ст. 52 Кодекса о видах работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (о важности первого обязательного документа саморегулируемой организации, требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, см. комментарии к п. 1 ч. 1 ст. 55.5 Кодекса).
Добавим, что дополнением <15> Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре" конкретизировано, что в случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ:
--------------------------------
<15> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
- строительным нормам и правилам;
- федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- требованиям пожарной безопасности;
- требованиям в области охраны окружающей среды;
- требованиям в отношении энергетической эффективности;
- требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;
- требованиям к сохранению объектов культурного наследия;
- нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- требованиям промышленной безопасности;
- нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений;
- иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
3. В правилах ч. 3 и ч. 3.1 настоящей статьи законодатель обозначил четыре категории ответственных органов за осуществление федерального государственного строительного надзора.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 комментируемого Кодекса, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента РФ возложено на иные федеральные органы исполнительной власти (см. ч. 3.1 настоящей статьи);
- Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента РФ возложено осуществление государственного строительного надзора.
Отметим, что согласно Указу Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области безопасности людей на водных объектах, установлено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Следует добавить, что в соответствии с положениями ст. 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ на территории города федерального значения Москвы до 1 января 2013 г. государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, осуществляется уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы.
4. Часть 4 комментируемой статьи включает особенности осуществления государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством и реконструкцией.
Таким образом, к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. п. 4 ст. 7 Кодекса) отнесена функция государственного строительного надзора за строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, которые, во-первых, не входят в правовое поле надзора федеральных органов государственной власти в порядке ч. ч. 3 и 3.1 настоящей статьи, во-вторых, подпадают под действие государственного строительного надзора.
Так, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 органами государственного строительного надзора являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, и органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора. При этом если строительство и реконструкция объектов капитального строительства предусматривают осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Кодексом, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль). Для проведения таких надзорных мероприятий могут привлекаться соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
5. Правилами ч. 5 настоящей статьи обозначены шесть особенностей осуществления государственного строительного надзора согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, т.е. нарушение этих норм будет означать неправомерность надзорных мероприятий.
6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил процедуру оформления результатов проведенной проверки органом государственного строительного надзора с включением порядка приостановления строительства и реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, документированием результата государственного строительного надзора представляются акт и предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В части срока приостановления строительства и реконструкции объекта капитального строительства следует руководствоваться законодательством РФ. В связи с указанным следует отметить, что устранение таких нарушений в разумные сроки предполагает соблюдение шестидесятидневного срока в соответствии с нормами ч. 3 ст. 55.15 Кодекса.
7. Нормы ч. 7 рассматриваемой статьи определяют правило запрета на осуществление иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также государственного экологического надзора в отношении объектов, на территориях шести видов. Осуществление государственного надзора за иными видам деятельности запрещено и может быть прекращено либо в административном, либо в судебном порядке (об основах правового регулирования создания и использования искусственных земельных участков на водных объектах и Федеральном законе от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ см. комментарии к ч. 5 ст. 4 Кодекса).
8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил особенности (статус) регламентации порядка осуществления государственного строительного надзора. С учетом важности комментируемого правового института порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54).
Следует добавить, что строительный надзор относится к виду государственного надзора в градостроительной деятельности. О результатах проведения такого надзора осуществляются установленные доклады вышестоящим руководителям. Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215. Эти Правила, например, включают сведения о:
- выполнении утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок);
- доле юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории РФ, конкретного субъекта РФ и муниципального образования);
- доле проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок);
- доле внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок);
- доле юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц);
- доле внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок).
При этом значения показателей оценки эффективности государственного надзора за отчетный год анализируются по сравнению с показателями за предшествующий год. В случае существенного (более 10 процентов) отклонения значений указанных показателей в отчетном году от аналогичных показателей в предшествующем году указываются причины таких отклонений.
К нормативным правовым актам, регламентирующим проведение государственного строительного надзора, относится внушительный ряд специальных документов, среди которых можно выделить основные:
- РД-11-08-2008 Типовая программа инспекции при проведении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 июня 2008 г. N 414;
- РД-11-05-2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7;
- РД-11-04-2006 Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129.