Статья 55.2. Приобретение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращение такого права

(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

1. Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства приобретает право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

1.1. Право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, возникает у указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций.

(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, ею представляются в Национальное объединение саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Национальное объединение саморегулируемых организаций), заявление о внесении сведений об указанной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и документы, предусмотренные пунктами 1-6 части 8 статьи 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса требований к саморегулируемой организации, указанной в части 1 настоящей статьи. При этом в уставе саморегулируемой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.3 настоящего Кодекса. Указанные в настоящей части заявление и документы могут быть представлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 263-ФЗ.

2.1. В срок не позднее чем тридцать дней со дня получения от указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов Национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности внесения или об отказе во внесении сведений об указанной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
2.2. Основанием для утверждения Национальным объединением саморегулируемых организаций заключения об отказе во внесении сведений об указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является ее несоответствие требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
2.3. Национальное объединение саморегулируемых организаций не позднее чем через пять рабочих дней с даты утверждения предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи заключения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), такое заключение и указанные в части 2 настоящей статьи документы на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в целях принятия органом надзора за саморегулируемыми организациями в сроки, предусмотренные частью 6 статьи 55.18 настоящего Кодекса, решения о внесении или об отказе во внесении сведений об указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. О направлении такого заключения и указанных документов Национальное объединение саморегулируемых организаций информирует саморегулируемую организацию.

(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 263-ФЗ.

3. Не допускается требовать представление иных документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, за исключением указанных в частях 2 и 2.3 настоящей статьи документов.

(Часть дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

4. Исключение сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций влечет за собой прекращение права такой саморегулируемой организации на выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
5. Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" основанием является:
1) неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4 или статьи 55.16 настоящего Кодекса;
2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным статьей 55.5 настоящего Кодекса к этим документам, или отсутствие у нее документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса;
3) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требований, предусмотренных ее документами, утвержденными в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса;
4) необеспечение такой саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
5) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций;
6) непредоставление такой саморегулируемой организацией сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 настоящего Кодекса, или предоставление ею недостоверных сведений;
7) предоставление такой саморегулируемой организацией недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) саморегулируемой организации, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;
8) непредставление такой саморегулируемой организацией в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 настоящего Кодекса.

(Часть 5 дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)
6. Исключение сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 12 статьи 55.19 настоящего Кодекса, или в судебном порядке в соответствии с частью 13 статьи 55.19 настоящего Кодекса.

(Часть дополнительно включена с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ)

Комментарий к статье 55.2 ГрК РФ

1. Положения комментируемой статьи посвящены содержанию правового статуса саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, который обусловлен тремя критериями:

- наличием у юридического лица статуса некоммерческой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства;

- исполнением трех специальных требований для выполнения инженерных изысканий или подготовки проектной документации (см. ч. 1 ст. 55.4 Кодекса);

- исполнением трех специальных требований для деятельности по строительству (см. ч. 2 ст. 55.4 Кодекса).

Вышеуказанные критерии установлены согласно общим правилам ч. ч. 1 - 4 ст. 3 ФЗ о СРО, которые включают пять аспектов создания саморегулируемой организации:

- объединение некоммерческих организаций по принципу единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединение субъектов профессиональной деятельности определенного вида;

- обозначение особенностей статуса саморегулируемых организаций с определенным видом профессиональной деятельности в соответствующих федеральных законах;

- объединение не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если иное не установлено федеральными законами);

- наличие стандартов и правил деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

- обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами.

Основы правового регулирования некоммерческих организаций регламентированы нормами ст. ст. 116 - 123 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях").

Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). При этом некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, в том числе в форме ассоциаций и союзов некоммерческих организаций. Положения ст. ст. 116 - 123 ГК РФ содержат основы правового регулирования следующих видов некоммерческих организаций:

- потребительских кооперативов;

- общественных и религиозных организаций;

- фондов;

- учреждений;

- объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Правила ФЗ "О некоммерческих организациях" определяют:

- правовое положение некоммерческих организаций;

- порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций;

- права и обязанности их учредителей (участников);

- основы управления некоммерческими организациями;

- возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- порядок создания и деятельности на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Согласно ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, создаваемая для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.

При этом некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Основы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства регламентированы положениями ст. ст. 2 и 8 ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении:

- деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

- охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

- защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческое партнерство не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если таким некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

2. Положениями ч. 2 рассматриваемой статьи законодатель обозначил требования для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации, которые содержат отсылочные нормы к трем категориям правил. Так, для регистрации в реестре и получения статуса саморегулируемой организации в сфере градостроительства кандидат (некоммерческое партнерство) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (Ростехнадзор):

- единый для всех видов деятельности пакет документов (в порядке применения п. п. 1 - 6 ч. 8 ст. 20 ФЗ о СРО);

- документы об исполнении трех специальных требований для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации или деятельности по строительству (см. ч. ч. 1 и 2 ст. 55.4 Кодекса);

- выписку из устава некоммерческого партнерства о возможной деятельности в области установленных ст. 55.3 Кодекса трех видов саморегулирования в градостроительной сфере.

Следует отметить, что получение статуса саморегулируемой организации обозначено одним из условий получения ее членами свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В комментируемой части впервые обозначен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). О полномочиях Ростехнадзора в области градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 1 ст. 55.19 Кодекса.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил, что перечень документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, обозначенный в ч. 2 рассматриваемой статьи, является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит. Это положение - новелла, внесенная в содержание комментируемой статьи ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ, - дает право оспаривать действия Ростехнадзора, направленные на излишние требования при регистрации некоммерческого партнерства в реестре саморегулируемых организаций.

Отметим, что согласно п. 14 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724) сведения о саморегулируемой организации подлежат исключению из реестра на основании:

- заявления саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из реестра;

- ликвидации или реорганизации саморегулируемой организации;

- вступившего в законную силу решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов.

Также следует добавить, что, в соответствии с общими правилами ч. 6 ст. 22 ФЗ о СРО, если судом принято решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям федерального законодательства, то соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Остались вопросы по ст 55.2 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 55.2 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.