Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и содержание их деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

Комментарий к статье 55.1 ГрК РФ

1. Особенности саморегулирования в градостроительной сфере обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса.

Этот относительно новый правовой институт пришел на смену лицензированию видов строительной деятельности (сейчас лицензируемые виды деятельности в основном совпадают с видами работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) в соответствии с положениями ст. 3 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ с целью снижения объема государственного регулирования в градостроительной деятельности и эффективной активизации предпринимательства в этой области.

Общественно значимые интересы субъектов градостроительной сферы правоотношений определяются социальной направленностью их деятельности, которая способствует реализации самых разных целей неиндивидуального характера, включая защиту гражданских прав и свобод, прав социально незащищенных слоев населения, прав потребителей, а также деятельность некоммерческих организаций социальной направленности и т.п.

Одной из целей инновационного развития России, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., обозначено взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития. В Концепции отражено, что инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

При этом в Концепции обозначены принципы отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию, в том числе:

- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

- снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

- формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

- устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Также в Концепции обозначена новая модель общества, обеспечивающая:

- эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

- функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

- применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

- равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

- высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

- широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Немаловажную роль в налаживании диалога государства с представителями бизнеса играют некоммерческие организации в форме саморегулируемых организаций, деятельности которых в градостроительной сфере посвящены нормы гл. 6.1 комментируемого Кодекса.

Положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО указывается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности:

- приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций;

- правового положения саморегулируемых организаций;

- деятельности саморегулируемых организаций;

- порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации;

- порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

- порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующих деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях.

Комментируемые нормы как изначальные положения о саморегулировании в градостроительной деятельности устанавливают две категории целей этого правового института:

1) недопущение причинения вреда вследствие недостатков работы, выполняемой членами саморегулируемых организаций (обязательность допуска саморегулируемых организаций к деятельности, которая оказывает влияние на безопасность объектов, определена нормами ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 и ч. 4 ст. 55.8 Кодекса);

2) повышение качества видов градостроительной деятельности с участием саморегулируемых организаций.

Отметим, что уже на стадии разработки законодательства о саморегулировании было обозначено, что функционирование этого правового института позволит организациям и индивидуальным предпринимателям создать действенные организационные основы повышения стандартов профессиональной деятельности, а также реализовать свое право на упрощенный контроль со стороны органов государственного контроля (надзора). При этом объединения субъектов предпринимательской деятельности, в основе которых лежит перекрестная субсидиарная ответственность по обязательствам друг друга, предоставят надежный механизм возмещения вреда, который может быть нанесен отдельным членом саморегулируемой организации государству или потребителю. Бремя дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам предпринимателей, которое ложится на каждого члена такой организации, компенсируется для него существенным снижением объема государственного контроля со стороны проверяющих органов и организаций <16>.

--------------------------------
<16> URL: //asozd.duma.gov.ru

Следует добавить, что содержание ч. 1 комментируемой статьи помимо обозначенных целей саморегулирования в градостроительной сфере включает общее определение вреда, порядок возмещения которого регламентирован нормами ст. 60 Кодекса.

2. Как установлено в ч. 2 рассматриваемой статьи, деятельность саморегулируемой организации в градостроительной сфере включает три основных направления, в частности:

- разработку документов саморегулируемой организации в соответствии с нормами ст. 55.5 Кодекса;

- утверждение документов саморегулируемой организации в соответствии с нормами ст. 55.5 Кодекса;

- контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов (см. ст. 55.13 Кодекса).

Комментируемые нормы реализуют общее определение саморегулирования (см. ст. 2 ФЗ о СРО), согласно которому саморегулирование - это самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Разработка представляет собой процесс создания (обновления) правил, которые регламентируют предмет саморегулирования (обозначенные виды градостроительной деятельности).

Утверждение разработанных документов (правил, стандартов и пр.) саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.5 Кодекса придает им необходимые правовые формы, статус и соответствующую легитимность в установленном действующим законодательством порядке.

Следует добавить, что в порядке ч. 4 ст. 4 Кодекса функционирование саморегулируемых организаций в области градостроительной деятельности регламентируется нормами ГК РФ и ФЗ о СРО, если необходимые вопросы не урегулированы положениями Кодекса.

Остались вопросы по ст 55.1 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 55.1 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.