Статья 56. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

1. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

2. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
3. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
4. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:
1) сведения:
а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
д) о документации по планировке территории;
е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;
ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (подпункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ;
з) о геодезических и картографических материалах;
и) о создании искусственного земельного участка (подпункт дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ);
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы.

5. Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства копии следующих документов и карт (схем):
1) градостроительный план земельного участка;
2) результаты инженерных изысканий;
3) сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, разделы проектной документации, предусмотренные пунктами 2, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; дополнен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ;
____________________________________________________________________
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 459-ФЗ часть 5 настоящей статьи будет дополнена пунктом 3.1.

____________________________________________________________________
4) документы, подтверждающие соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий;
5) заключение государственной экспертизы проектной документации;
6) разрешение на строительство;
6.1) решение уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" о прекращении действия разрешения на строительство, о внесении изменений в разрешение на строительство;
(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 224-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ.

7) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ;
8) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
9) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ;
9.1) заключение органа государственного строительного надзора (пункт дополнительно включен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ);
9.2) акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта (пункт дополнительно включен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ);
10) акт приемки объекта капитального строительства;
11) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
12) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ;
13) иные документы и материалы.

6. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются сведения о земельном участке и выданные до введения в действие настоящего Кодекса технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке.

7. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ.
8. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Комментарий к статье 56 Градостроительного Кодекса РФ

1 - 3. Ведение информационных систем регулируется также Указами Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" и от 24 ноября 1995 г. N 1178 "О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов", Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды". В совокупности с требованиями ст. 56 и 57 ГрК РФ, таким образом, имеется нормативно-правовая база обеспечения градостроительной деятельности и смежных с ней областей.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности предусматривается также ст. 11, 15, 20, 24, 28, 31, 32, 45 и 46 ГрК РФ (см. комментарии к ним), Законом Оренбургской области от 13 ноября 1997 г. "Об общих принципах информационного обеспечения в Оренбургской области" и аналогичными законами других субъектов РФ <1>.

--------------------------------
<1> См.: Кутузов В.И., Попов А.А. Доступ к экологической информации (правовые аспекты). Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2004; Кутузов В.И., Кутузова Л.П. Региональная правотворческая деятельность в сфере информатизации // Материалы конференции "Социокультурная динамика региона". Ч. 3. Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2000; Попов А.А. Некоторые аспекты правового регулирования платы за непредоставление экологической информации // Сб. материалов региональной конференции молодых ученых и специалистов Оренбургской области. Оренбург: ИПК ОрГУ, 2003.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. <1>.

--------------------------------
<1> РГ. 2000. 28 сентября; см. также: Карху О.С. Понятие и правовой режим экологической информации; Попов А.А. Правовые проблемы экологической информации в градостроительной деятельности; Яблоков А.В. Важность нормативного определения экологической информации // Сб. докладов конференции "Правовые проблемы охраны окружающей среды". М.: ИЗиСП - МУПК, 2003.

Предусмотренные комментируемым Кодексом предписания об информационном обеспечении градостроительной деятельности развивают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, служат правовой базой для их реализации (см. ст. 2 и комментарий к ней), отражают направленность современного российского законодательства на строительство демократического правового государства, гражданского общества, на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни граждан. В ГрК РФ 1998 г. подобных норм, статей и главы не было, был предусмотрен лишь государственный градостроительный кадастр.

Создание полноценных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности требует немало времени, усилий и средств и базируется на возможностях федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и соответствующих органов и организаций, в связи с чем внедрение ряда предписаний данной главы ГрК РФ и введение ее в действие откладывались (см. Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и комментарий к нему).

Органам государственной власти, осуществляющим ведение государственного градостроительного кадастра, предписано передавать сведения государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем, в органы местного самоуправления городских округов и в органы местного самоуправления муниципальных районов.

Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 271 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1308.

4. Рядом федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при осуществлении градостроительной деятельности, например:

а) Федеральные законы:

- от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - ст. 6 "Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций": информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; органы государственной и муниципальной власти, организации предприятий обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них;

- от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" - ст. 14 "Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира" и ст. 15 "Государственный мониторинг объектов животного мира": государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления распространения, численности, физического состояния объектов животного мира, структуры, качества и площади среды их обитания, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования;

- от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - ст. 23 "Мониторинг атмосферного воздуха" и ст. 29 "Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха": граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него, на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества;

- от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" - ст. 27 "Геологическая информация о недрах", ст. 28 "Государственный учет и государственная регистрация", ст. 30 "Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых", ст. 32 "Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых": информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности или в собственности пользователя недр;

- от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" - ст. 38 "Право на получение информации", ст. 39 "Запрос информации", ст. 40 "Отказ и отсрочка в предоставлении информации": граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц;

- от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" - ст. 17 "Информация о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами": при реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке и хранении и тарной этикеткой; при рекламе пестицидов и агрохимикатов не допускается применение понятий "безопасный", "безвредный", "нетоксичный", "экологически безопасный" и других подобных понятий;

- от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" - ст. 23 "Право граждан и общественных объединений на получение информации": граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;

- от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" - ст. 13 "Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии": организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения; граждане Российской Федерации имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (указанные предписания являются актуальными для градостроительной деятельности в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"; см. ч. 2 ст. 4 комментируемого Кодекса и комментарий к ней);

- от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" - ст. 14 "Категории доступа к информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции", ст. 15 "Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении", ст. 16 "Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами", ст. 17 "Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции": информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа; информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров; информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация предоставляется пользователям на основе договоров;

- от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" - ст. 7 "Документированная информация, вывоз которой из Российской Федерации ограничен" и ст. 8 "Ограничения при осуществлении международного информационного обмена";

- от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" - ст. 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)": потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах; эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя, - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации; ст. 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)": изготовитель обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы, размещая их на вывеске; если виды деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежат лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию; указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, если торговля и эти виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя); ст. 10 "Информация о товарах (работах, услугах)": информация о товарах (работах, услугах) должна содержать определенные в данной статье сведения и быть доведена до потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой;

- от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - ст. 8 "Права граждан": граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

б) Основы законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г. - ст. 19 "Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье": граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах; эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

в) новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ в ст. 30 "Государственный мониторинг водных объектов" и ст. 31 "Государственный водный реестр" предусматривает, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний водных объектов, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, и осуществляется в целях информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В течение пяти дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (который и осуществляет ведение этого реестра в порядке, установленном Правительством РФ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч. 5 ст. 6 ВК РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования (т.е. поверхностными водными объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности) предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления (которые устанавливают правила их использования для личных и бытовых нужд) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

На территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос (ст. 65 ВК РФ) совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Особое внимание уделяется информационному обеспечение водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

5 - 6. Значительное место в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности принадлежит сведениям о земельных участках.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (ст. 6 "Место государственного земельного кадастра в системе государственных информационных ресурсов", ст. 7 "Обязательность государственного кадастрового учета земельных участков", ст. 8 "Открытость сведений государственного земельного кадастра") предусмотрено следующее:

- сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом; государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации;

- органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учет отдельных видов имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации;

- органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме; эти сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ст. 67 "Государственный мониторинг земель" и ст. 70 "Государственный земельный кадастр") предусмотрено, что государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе; объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимого имущества.

В п. 7 ч. 5 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ рассматривается проектная документация, на основании которой выдается разрешение на строительство.

7 - 8. За последнее десятилетие создана разветвленная законодательная и иная нормативно-правовая база информационного обеспечения общественных отношений. Ее основу составляют Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно ч. 3 ст. 10 которого запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы:

- содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:

- состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др.;

- фактах нарушения прав и свобод граждан;

- фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации") предусмотрено наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных и юридических лиц.

Другой комментарий к статье 56 ГрК РФ

1. В целях повышения эффективности развития градостроительной деятельности и содействия участию граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности создаются государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие информационную составляющую градостроительной деятельности, представляют собой правовую базу реализации одного из основных принципов комментируемого законодательства (см. п. 5 ст. 2 комментируемого Кодекса). К основным отечественным документам информационной отрасли права в области распространения информации свободного доступа относятся в том числе:

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212);

- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

- Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

- Государственная программа РФ "Информационное общество (2011 - 2020 гг.)", утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р;

- Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";

- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";

- Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 августа 2009 г. N 104 "Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования".

Цели, задачи и принципы развития информационного общества в России обозначены в Стратегии развития информационного общества в РФ, в которой декларируется, что целями формирования и развития информационного общества в РФ являются:

- повышение качества жизни граждан;

- обеспечение конкурентоспособности России;

- развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества;

- совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Согласно Стратегии развития информационного общества в РФ информационное общество в РФ базируется на следующих принципах:

- партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

- свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

- поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

К числу обозначенных в Стратегии основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

- развитие экономики РФ на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- сохранение культуры многонационального народа РФ, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Определение информации приводится законодателем в ст. 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", где информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Вышеуказанным Законом также обозначены следующие интересующие нас дефиниции информационного права:

- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

- конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Обозначим, в свою очередь, основные термины информационного права, указанные в государственном стандарте ГОСТ Р 51275-2006 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 374-ст):

- информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

- объект информатизации - совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, средств обеспечения объекта информатизации, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых они установлены, или помещения и объекты, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров;

- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, содержащиеся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах других видов).

Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы функционирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которыми законодатель обозначил:

- определение термина "информационные системы обеспечения градостроительной деятельности";

- категории документов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

- цели ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

- расширенный перечень документов и материалов, составляющих информационные системы обеспечения градостроительной деятельности;

- расширенный перечень четырнадцати видов документов и материалов, составляющих дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках;

- обязательное наличие в деле о застроенном или подлежащем застройке земельном участке сведений о земельном участке и выданных до введения в действие настоящего Кодекса технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенных на данном земельном участке;

- условие систематизации сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

- общедоступный характер сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ (см. ч. 7 настоящей статьи) свод документированных сведений:

1) о развитии территорий;

2) о застройке территорий;

3) о земельных участках;

4) об объектах капитального строительства;

5) о других данных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Следует отметить, что документы, составляющие информационную систему обеспечения градостроительной деятельности в порядке ч. 4 ст. 57 Кодекса, могут представляться как в бумажной, так и в электронной форме (с приоритетом бумажной формы).

2. Рассматриваемые нормы определяют категории документов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, которые включают материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

3. В правилах комментируемой части законодатель установил основную цель ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности для участников этой области правоотношений, представляющую их обеспечение достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Отметим, что с учетом взаимообусловленных целей функционирования целесообразно использование сведений различных государственных информационных систем.

Так, для эффективной инвестиционной политики в сфере градостроительной деятельности будет логичным применение информационного ресурса федеральной адресной инвестиционной программы, функционирующего согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2010 г. N 673 "О реализации Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".

4. Комментируемая часть включает расширенный перечень документов и материалов, составляющих информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе:

- обязательные сведения девяти видов (о документах территориального планирования РФ в части, касающейся территорий муниципальных образований, о документах территориального планирования субъектов РФ в части, касающейся территорий муниципальных образований, и др.);

- дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, составленных в порядке ч. 5 комментируемой статьи;

- другие документы и материалы.

Следует отметить, что основы правового регулирования создания и использования искусственных земельных участков на водных объектах и основное содержание Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ указываются в комментарии к ч. 5 ст. 4 Кодекса.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями обозначен расширенный перечень шестнадцати категорий документов и материалов, составляющих дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках.

При этом определены особенности ведения таких дел:

- заведение дел о застроенных или подлежащих застройке земельных участках на каждый земельный участок;

- включение в такие дела копий документов, разрабатываемых и принимаемых при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель определил обязательное наличие в деле о застроенном или подлежащем застройке земельном участке сведений о земельном участке и выданных до введения в действие настоящего Кодекса технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке.

7. Рассматриваемые нормы определяют условие систематизации сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, которые определяются в соответствии с порядком кадастрового деления территории РФ. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (орган кадастрового учета) осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая и изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления). Порядок и условия такого деления определяются в соответствии с положениями Приказа Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 г. N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров".

8. В правилах комментируемой части законодатель установил общедоступный характер сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, если такие данные не относятся к категории ограниченного доступа.

Отметим, что в соответствии с положениями ст. 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" доступ к информации представляет собой возможность получения информации и ее использования, при этом конфиденциальность информации означает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Перечень сведений ограниченного доступа (тайны) составляет внушительный ряд категорий, регламентируемых действующими федеральными законами. Среди них укажем на сведения, которые содержат государственную тайну - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Добавим, что для реализации положений комментируемой статьи Приказами Минрегиона России от 30 августа 2007 г. N 85 и от 30 августа 2007 г. N 86 утверждены:

- Положение о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;

- Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров;

- Порядок инвентаризации и передачи в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления сведений о документах и материалах развития территорий и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 57.1 Кодекса доступ к информационным системам обеспечения градостроительной деятельности осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Остались вопросы по ст 56 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 56 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.