1. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
3. Документы, принятые, утвержденные или выданные органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района и подлежащие в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размещаются в указанных системах в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.
4. Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
5. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
6. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
7. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах капитального строительства в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме, а также сведений о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, сведений о классе энергетической эффективности многоквартирных домов в органы государственной власти, которым такие сведения необходимы в связи с осуществлением ими их полномочий, в том числе полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (часть дополнена с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.
9. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам:
1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
9.1. По межведомственным запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, предоставляются не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района соответствующего межведомственного запроса.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ)
10. Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
Комментарий к статье 57 Градостроительного Кодекса РФ
Основные акты, составляющие нормативно-правовую базу функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, изложены в комментарии к ст. 56, в контексте с содержанием которой можно уяснить требования комментируемой статьи.
Базой применения ст. 56 и 57 и других норм ГрК РФ, регулирующих информационное обеспечение градостроительной деятельности, являются ч. 4 и 5 ст. 29 и ст. 42 Конституции РФ, приводимые выше. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.
Имеющими отношение к комментируемым нормам могут считаться ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и соответствующая Декларация Российской Федерации 1991 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Экономическое развитие и охрана природы", Всемирная хартия природы 1982 г., Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду.
Орхусская конвенция "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию" 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не вступила в действие ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении <1>. Не будучи для нашей страны обязательной, Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.
--------------------------------
<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1998 г. N 833-р "Об участии делегации Российской Федерации в работе IV Общеевропейской конференции "Окружающая среда для Европы на уровне министров" (г. Орхус, Дания, 23 - 25 июня 1998 года)" // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3246.
В связи с принятием гл. 7 ГрК РФ были внесены изменения в ст. 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и городского округа отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответственно муниципального района и городского округа.
Бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется по запросам органов публичной власти, к которым согласно ч. 9 комментируемой статьи относится также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство согласно Положению о нем является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности.
Такими же правами на получение информации пользуются комитеты по управлению государственным имуществом и по управлению муниципальным имуществом. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" оно призвано учитывать государственное и муниципальное имущество <1>. Будет ли передача сведений осуществляться в инициативном (обязательном) порядке или по запросам этих органов публичной власти, покажет практика.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.
Судебная практика рассмотрения споров, связанных с градостроительной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с ее информационным обеспечением небогата, а успехов в отстаивании требований закона удается достичь еще реже.
В Советском районном суде г. Уфы рассматривалось дело по иску М.И. Кулешова к ФГУП "Гидравлика", Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства Советского района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом СН-3077-84 "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях и жилых зданиях".
После многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивлений должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен решением о предоставлении другой квартиры и о возмещении морального вреда.
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 1 октября 2003 г. по представлению прокурора Республики Башкортостан признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан, которым решено изъять из земель городских лесов МУП "Горзеленхоз" земельный участок площадью 1 га и предоставить его в постоянное пользование МУП "Уфаводоканал" для строительства снегоплавильного пункта.
Распоряжение было принято без учета общественного мнения, так как население поначалу даже не было проинформировано о проекте. Поскольку строительные работы и вырубка деревьев продолжались, другим решением суда работы были запрещены в целях исполнения принятого судебного решения.
Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии РБ с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на п. 2 Приказа Госкомэкологии РБ от 11 июля 2002 г., согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии РБ передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций.
Был получен отказ и от Госкомэкологии РБ. После этого по жалобе Союза экологов РБ в защиту общественных интересов Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой внесен протест на п. 2 указанного Приказа, который был мотивирован следующим: нарушены ст. 29 и 33 Конституции РФ, ст. 3, 11 и 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".
К числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды согласно Положению о нем, утвержденному Госкомэкологией Республики Башкортостан 27 мая 2002 г., относится деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично путем передачи в СМИ материалов, имеющих отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт Приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен <1>.
--------------------------------
<1> См.: Орхусская конвенция в России: реализация принципов на региональном уровне: Сб. документов / Сост. А.К. Веселов. Уфа: Союз экологов Республики Башкортостан, 2004.
Ознакомление с состоянием обращений граждан по вопросам благоприятных условий жизни в поселениях в суды и в государственные, муниципальные органы носит, как правило, конкретный, локальный характер, причем чем крупнее поселение, тем более часты обращения граждан (исходя из количества обращений на число жителей). Мало сообщений о правонарушениях, об ограничении экологических прав граждан.
Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредоставление информации должностными лицами органов публичной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Почти 30 лет действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в ред. от 4 марта 1980 г.) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <1>, в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация о градостроительной деятельности.
--------------------------------
<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 2. Ст. 192.
Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области градостроительной деятельности и ее информационного обеспечения, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.
Меры по усилению гласности и распространению информации, в том числе о состоянии окружающей среды, принимаются. Так, участились случаи нарушений Федерального закона "Об экологической экспертизе" 1995 г. и особенно сокрытия от общественности сведений о начинающемся строительстве, перепрофилировании предприятий, отводе или переводе земель из одной категории в другую, в частности о переводе земель лесов первой и других групп в нелесные.
В связи с этим МПР РФ издан Приказ N 683 от 1 августа 2003 г. "О распространении информации о проведении государственной экологической экспертизы" по объектам, размещение, проектирование и строительство которых вызывают озабоченность населения.
После поступления материалов на государственную экологическую экспертизу они должны быть размещены на официальном интернет-сайте МПР РФ с указанием:
1) сведений о характере планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности;
2) предполагаемых сроков проведения экспертизы.
Руководителям территориальных органов поручается размещать на своих сайтах информацию об объектах экспертизы и сроках ее проведения.
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой системе по техническому регулированию, которым развиваются правоотношения, установленные Федеральным законом "О техническом регулировании" и гл. 7 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 2).
Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается ст. 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации" и ст. 19.7 "Непредоставление сведений (информации)" КоАП РФ. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.
Другой комментарий к статье 57 ГрК РФ
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, которые включают:
- определение субъекта сбора сведений и способов формирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- порядок получения и размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
- обязанности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) по размещению сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
- определение видов и приоритетной формы документирования сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- обозначение компетенции по установлению порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с требованиями к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
- обязанность органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по соответствующим запросам;
- определение возмездного характера предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности согласно нормативному правовому акту Правительства РФ;
- установление особенностей безвозмездного предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности определенным субъектам учета объектов недвижимого имущества в связи с осуществлением государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- установление особенностей безвозмездного предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности определенным органам государственной власти и местного самоуправления, а также иным лицам согласно правилам федерального законодательства;
- обязанность уполномоченного органа установить порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Согласно положениям комментируемой части за ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отвечают органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов. При этом способами формирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности установлены сбор, документирование, актуализация, обработка, систематизация, учет и хранение сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Следует обратить внимание на положения ч. 18 ст. 51 и частей 7, 9 ст. 55 Кодекса, согласно которым:
- застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных п. п. 2, 8 - 10 и 11.1 ч. 12 ст. 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
- основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является непредоставление застройщиком сведений для формирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ч. 18 ст. 51 комментируемого Кодекса;
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не осуществляется, если застройщиком не передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют порядок получения и размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, согласно которому орган государственной власти (местного самоуправления), принявший, утвердивший, выдавший документ со сведениями, которые подлежат размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, обязан в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи таких документов направить его копии в заинтересованный территориальный муниципалитет.
Орган местного самоуправления городского округа (муниципального района), получающий такие сведения, обязан в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий разместить их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
3. В правилах комментируемой части законодатель установил обязанности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) по размещению сведений своей территориальности в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в течение четырнадцати дней со дня их принятия, утверждения или выдачи.
4. Комментируемая часть включает определение видов (бумажной и электронной формы) и приоритетной (бумажной) формы документирования сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями обозначена компетенция по установлению порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с требованиями к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Как установил законодатель, такой порядок и соответствующие требования технического характера устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил обязанность органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по соответствующим запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Об определении и содержании запроса см. комментарий к ч. 6 ст. 55.23 Кодекса.
7. Рассматриваемые нормы определяют возмездный характер предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности согласно нормативному правовому акту Правительства РФ, в котором должны быть установлены максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы.
8. В правилах комментируемой части законодатель установил особенности безвозмездного предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности определенным субъектам учета объектов недвижимого имущества и в связи с осуществлением государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Такими особенностями бесплатного предоставления сведений законодателем установлены:
1) предоставление необходимой информации в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества;
2) предоставление органам государственной власти по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности сведений:
- о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности;
- о соответствии объектов капитального строительства требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- о классе энергетической эффективности многоквартирных домов.
9. Комментируемая часть включает установление особенностей безвозмездного предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности определенным органам государственной власти и местного самоуправления, а также иным лицам согласно правилам федерального законодательства.
Об определении и содержании запроса, в том числе правовом регулировании судебного запроса, см. комментарий к ч. 6 ст. 55.23 Кодекса, а также требования п. 13 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363.
10. В соответствии с положениями ч. 10 рассматриваемой статьи определена обязанность уполномоченного Правительством РФ органа установить порядок предоставления в порядке ч. 9 настоящей статьи сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Следует отметить, что в соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363) конкретизированы нормы комментируемой статьи, а именно: структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
11. Правовой институт федеральной государственной информационной системы территориального планирования введен в положения комментируемого Кодекса нормами Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ отдельной ст. 57.1, нормы которой согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ вступают в силу с 1 сентября 2011 г., и включает следующие особенности:
- определение федеральной государственной информационной системы территориального планирования;
- установление порядка обеспечения доступа к необходимой для подготовки документов территориального планирования информации расширенного перечня из семи категорий;
- обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обеспечить доступ на официальном сайте к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования информации с учетом законодательства РФ о государственной тайне;
- обязанность Правительства РФ установить объем и порядок доступа к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования, с учетом законодательства РФ о государственной тайне;
- правовые основы статуса и полномочий оператора информационной системы территориального планирования;
- обязанность Правительства РФ установить правила ведения информационной системы территориального планирования, включающие документы четырех видов;
- определение субъекта контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, в том числе за соблюдением требований законодательства РФ о защите информации;
- установление безвозмездного характера доступа к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования, размещенной на официальном сайте.
Согласно определению ч. 1 ст. 57.1 Кодекса федеральная государственная информационная система территориального планирования должна обеспечить свободный доступ к необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования сведениям государственных информационных ресурсов, государственных и муниципальных информационных систем, в том числе информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 9 Кодекса сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, являются одним из оснований подготовки документов территориального планирования. А нормами ч. ч. 7 - 9 ст. 9 Кодекса обозначены:
- порядок обеспечения свободного доступа в информационной системе территориального планирования к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов;
- порядок уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования;
- особенности процедуры обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования.
12. Нормы ч. 2 ст. 57.1 определяют правовые основы порядка обеспечения доступа к необходимой для подготовки документов территориального планирования информации расширенного перечня из семи категорий.
Как установил законодатель, информационная система территориального планирования используется посредством официального сайта в сети "Интернет", который должен быть определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования.
Минимальный перечень сведений информационной системы территориального планирования должен включать семь видов сведений, установленных в комментируемой статье, например:
1) документы стратегического, планового и программного характера, принятые в установленном порядке и реализуемые за счет средств федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов;
3) документы территориального планирования (см. ст. 10 Кодекса);
4) правила землепользования и застройки (см. ст. ст. 30 - 33 Кодекса);
5) цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне.
13. В правилах ч. 3 ст. 57.1 законодатель установил:
- обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обеспечить доступ на официальном сайте к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования информации с учетом законодательства РФ о государственной тайне (см. комментарии к ч. 8 ст. 56 Кодекса);
- обязанность Правительства РФ установить объем и порядок доступа к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования, с учетом законодательства РФ о государственной тайне.
14. Часть 4 ст. 57.1 включает правовые основы статуса и полномочий оператора информационной системы территориального планирования, который определяется Правительством РФ, обеспечивает создание и функционирование информационной системы территориального планирования.
Следует отметить, что основы правового регулирования оборота информации с использованием государственных информационных ресурсов регламентированы положениями ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", согласно которому оператором информационной системы является гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
15. Положениями ч. 5 ст. 57.1 обозначена обязанность Правительства РФ установить правила ведения информационной системы территориального планирования, которые включают документы четырех видов:
1) требования к программным и техническим средствам ведения информационной системы территориального планирования с учетом законодательства РФ о техническом регулировании (см. ФЗ "О техническом регулировании" и Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям");
2) требования к информации (за исключением цифровых топографических карт), доступ к которой должен обеспечиваться посредством информационной системы территориального планирования, и способам ее отображения;
3) порядок предоставления доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к обязательным сведениям информационной системы территориального планирования, указанным в ч. 2 ст. 57.1, с использованием официального сайта;
4) порядок обеспечения доступа к проектам документов территориального планирования, материалам по обоснованию таких проектов, утвержденным документам территориального планирования в информационной системе территориального планирования.
В этой связи следует отметить, что Положение о регистрации федеральных государственных информационных систем (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 723) регламентирует формирование и ведение реестра федеральных государственных информационных систем, а также устанавливает порядок обеспечения доступа к информации, содержащейся в реестре.
В вышеуказанном Положении обозначены следующие дефиниции системы государственного информационного обеспечения:
- реестр федеральных государственных информационных систем - это федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о федеральных государственных информационных системах, предназначенных для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг;
- регистрация федеральной государственной информационной системы - это действия оператора реестра по внесению сведений о федеральной государственной информационной системе в реестр и выдаче электронного паспорта федеральной государственной информационной системы;
- электронный паспорт федеральной государственной информационной системы - это электронный документ, подтверждающий регистрацию федеральной государственной информационной системы в реестре;
- актуализация сведений о федеральной государственной информационной системе - внесение в реестр сведений об изменениях состава информации, информационных технологий и технических средств, образующих федеральную государственную информационную систему, зарегистрированную в реестре;
- отмена регистрации федеральной государственной информационной системы - это внесение в реестр сведений о прекращении эксплуатации федеральной государственной информационной системы, зарегистрированной в реестре.
Особенностями подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям согласно Постановлению Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 424 являются:
1) подключение информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц;
2) специфические функции операторов федеральных государственных информационных систем, которые обязаны обеспечить:
- защиту информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, от уничтожения, изменения и блокирования доступа к ней;
- постоянный контроль возможности доступа неограниченного круга лиц к информационным системам общего пользования;
- восстановление информации, измененной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, в течение не более 8 часов;
- использование при подключении информационных систем общего пользования к информационно-телекоммуникационным сетям средств защиты информации, прошедших оценку соответствия (в том числе в установленных случаях сертификацию), в порядке, установленном законодательством РФ.
16. Положениями ч. 6 ст. 57.1 законодатель обозначил субъекта контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, в том числе за соблюдением требований законодательства РФ о защите информации (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"), т.е. указанный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования.
17. Нормы ч. 7 ст. 57.1 определяют установление безвозмездного характера доступа к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования, размещенной на официальном сайте. Отметим, что согласно Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 августа 2009 г. N 104 утверждены Требования по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования.