Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации

1. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

2. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

3. Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

4. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

5. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

6. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

7. К схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт (часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:
1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
4) сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 203-ФЗ))
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

9. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:
1) границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:
а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 179-ФЗ.

д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е_1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 203-ФЗ))
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

10. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

11. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года - Федеральный закон от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ.

Комментарий к статье 14 Градостроительного Кодекса РФ

Содержание данной статьи практически следует содержанию ст. 10 комментируемого Кодекса (см. комментарий к статье) с учетом того, что подготовка документов территориального планирования осуществляется для целей планирования в границах и в интересах соответствующего субъекта РФ. Интересы субъекта РФ в данном случае сводятся прежде всего к размещению объектов регионального значения, определенных в п. 3 данной статьи.

Положения о землях сельскохозяйственного назначения и основных полномочиях субъекта РФ в отношении данных земель установлены ЗК РФ. Согласно данному Кодексу земли сельскохозяйственного назначения - это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения осуществляется, устанавливается в порядке, определенном законом, и закрепляется в правоустанавливающих и иных предусмотренных нормативными актами документах. Отнесение земель к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, согласно ст. 8 ЗК РФ, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

- казачьими обществами;

- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Кроме того, ЗК РФ установил, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального назначения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.

В целом законодательство об энергетике (в том числе электроэнергетике) не оперирует термином "энергетические системы регионального значения".

Федеральным законом "Об электроэнергетике" установлено понятие единой энергетической системы. Согласно этому Закону единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Тем же Законом установлено, что объекты электросетевого хозяйства представляют собой линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

В соответствии с Федеральным законом "О связи" при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Органы государственной власти субъектов РФ содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.

Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случае если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.

При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с таким переносом или переустройством.

Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

Другой комментарий к статье 14 ГрК РФ

1. Правилами комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы содержания документов территориального планирования субъектов РФ, которыми представляются:

- определение состава документов территориального планирования субъектов РФ;

- установление двух видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от территориального принципа;

- обозначение расширенного перечня видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от сфер использования объектов регионального значения;

- регламентация обязательных сведений четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования субъектов РФ;

- требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения;

- обязательное приложение к схемам территориального планирования субъектов РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт;

- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в текстовой форме;

- определение двух обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в виде карт.

Законодатель в нормах ч. 1 рассматриваемой статьи определил состав документов территориального планирования субъектов РФ, который образуют схемы территориального планирования субъектов РФ. При этом указанные схемы разрабатываются и утверждаются в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов РФ.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют два вида схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от территориального принципа, которые могут быть разработаны и утверждены либо ко всей территории субъекта РФ, либо к определенным частям территории субъекта РФ.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил состав и расширенный перечень видов схем территориального планирования субъекта РФ в зависимости от сфер использования объектов регионального значения. При этом:

- в состав каждой схемы входят карты планируемого размещения объектов регионального значения и положение о территориальном планировании;

- пятью обязательными областями разработки схем территориального планирования субъектов РФ обозначены: транспорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт;

- иные области разработки схем территориального планирования субъектов РФ должны соответствовать полномочиям субъектов РФ.

4. Комментируемая часть включает регламентацию обязательных сведений четырех видов в содержании положения о территориальном планировании, входящего в состав схемы территориального планирования субъектов РФ, а именно:

- сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения;

- основные характеристики планируемых для размещения объектов регионального значения;

- местоположение планируемых для размещения объектов регионального значения (наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);

- характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

5. Положениями ч. 5 настоящей статьи обозначены требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения - отображению планируемых для размещения объектов регионального значения.

Нормы ч. 7 комментируемой статьи определяют обязательное приложение к схемам территориального планирования субъектов РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

6. В правилах ч. 8 настоящей статьи законодатель установил три обязательных вида сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в текстовой форме, которые должны включать:

1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов РФ (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

Отметим, что согласно п. "г" ч. 2 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ законом субъекта РФ утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

7. Часть 9 комментируемой статьи включает определение двух обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования субъектов РФ в виде карт, которыми представляются:

1) карты с отображением границ муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденных в установленном порядке законом субъекта РФ;

2) карты с отображением объектов капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения (планируемые для размещения объекты федерального, регионального, местного значения в соответствии с документами территориального планирования РФ, документами территориального планирования субъектов РФ, документами территориального планирования муниципальных образований; особые экономические зоны и др.).

Остались вопросы по ст 14 ГрК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 14 ГрК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.